Один из современных шейхов объясняет божественную и личную волю, сравнивая их с
путешествием на воздушном лайнере. Отдельный пассажир буквально ничего не может сделать, чтобы
повлиять на время прибытия самолета. У вас нет ни умения, ни силы, чтобы воздействовать на полет.
Но вы можете решить, будете ли вы во время полета читать или писать, обедать, смотреть фильмы и т.
д. Короче говоря, вы можете проявить вашу личную волю и решить провести время на борту самолета
приятно и с пользой для дела или нет. В любом случае самолет прилетит в точно назначенный срок.
Эмоции
Эмоции направляют сознание к познанию реальности или, наоборот, уводят от этого. Отдельная
эмоция менее важна, чем ее общее влияние на поведение индивида. Газали вспоминает моменты
блаженства и отчаяния, которые, как он считал, способствовали его собственному становлению (Al-
Ghazzali, 1968 а).
«В жизни существует три разрушителя: гнев, жадность и гордыня» (Мухаммед).
Важно осознавать свои собственные эмоции. Как было недавно установлено Фрицем Перлсом
(Fritz Perls) и другими психотерапевтами, подобное осознание может видоизменяться. «От вас требуется
быть все время внимательным, следить за тем, что входит в вашу душу и ваше сердце. Думайте об этих
мыслях и чувствах, анализируйте их... Остерегайтесь желаний своего эго, давайте им правильную
оценку» (Ibn 'Arabi, 1992, p. 7).
Интеллект
Описание интеллекта, сделанное Газали, предваряет модели развития Пиаже (Piaget) (Inhelder &
Piaget, 1958; Piaget, 1952). Газали выделяет четыре стадии развития. Первая стадия это стремление к
пониманию, то, что в западной психологии называют любознательностью или потребностью в
компетентности (White, 1959). Вторая стадия интеллект, не требующий доказательства
(аксиоматический интеллект),
это способность понимать логические связи. Третья стадия это
эмпирическое знание; эта стадия развития связана с внешними предметами и явлениями. На последней
стадии выявляется развитой интеллект,
это более высокая форма первоначального стремления к
пониманию. Это такое состояние интеллекта, которое руководит внутренним развитием и позволяет
человеку «победить и подчинить свое стремление к получению немедленного удовольствия» (Al-
Ghazzali, 1966, р. 228).
Развитой интеллект это и сердце и голова. Это обобщенное понимание себя, мира, а также
восприятие духовных знаний. Джалаледдин Руми (Jelaladin Rumi, 12071273) является ярким примером
обладания развитым интеллектом. Руми был не только одним из выдающихся мировых поэтов-
мистиков, он был одаренным философом и основателем суфийского ордена Мевлеви, члены которого
известны как танцующие дервиши.
«Если вы думаете о розе вы розовый сад, но если вы думаете о шипах, то вы растопка для
печки» (Rumi in: Helminski, 1992, p. 34).
Обычное знание может тормозить развитие интеллекта, если задача этого знания понимается
неправильно. Газали вновь и вновь упрекает своих бывших ученых коллег за нежелание применить
свои знания, чтобы выйти за пределы эмпирического опыта и прийти к реальному знанию (Watt, 1971).
Он рассказывает, что для того, чтобы понять, как сохранить интеллект в равновесии, ему постоянно
приходилось перемежать интеллектуальное упражнение состояниями экстаза и мистических
откровений.
«Я»
Существует два способа описания «я». Первый способ это рассматривать «я» как собрание
социально определенных, меняющихся ролей «я» в понимании общества. Второй способ видеть
истинное «я», основу жизни индивида, как нечто отдельное, но все-таки как часть более обширного
бытия. Учение суфиев это поиски изменения представления людей о том, кто они есть на самом деле,
|