расходились с его словами». Как-то учителя спросили о терпении. Он красиво говорил о терпении,
слова были очень мудрыми. И вот его жалит в ногу скорпион, и не один раз, а несколько раз подряд.
Однако учитель не прерывает беседу, несмотря на боль.
Когда слушатели поняли, что произошло, они удивились, почему он не сбросил скорпиона с
ноги.
«Я обсуждал терпение, объяснил учитель. Вряд ли я бы убедил вас, если бы не показал
пример собственного терпения. Мне было бы стыдно перед Богом».
На Западе нас часто обманывают те, кто пишет или красиво говорит о великой истине. Говорить
об истине и в жизни не следовать ей это лицемерие, которое может ослабить или разрушить веру
ученика в осуществление того, что учитель проповедует, но не использует в жизни. Пустые слова ничего
не значат.
Оценка
Трудно дать оценку суфизму, потому что он принял много различных форм и стал частью нашего
культурного окружения. В данной статье суфизм представлен скорее как теория личности и путь к
самопониманию, чем религиозная доктрина.
Суфизм древняя традиция, но он не стал формальной религией, его не отягощают старые идеи
и практика настолько, чтобы он оказался непригодным в наше время. Суфизм и сейчас откликается на
культурные запросы, разрабатывает свои методики и обращения к новому поколению учеников, которых
можно учить суфизму (Shah, 1981).
Трудно принять мысль о необходимости иметь живого личного учителя. Мы привыкли к мысли,
что нет ничего такого, чего бы мы не могли сделать для себя. В книжных магазинах полки ломятся от
литературы типа «Сделай сам» по самым разным предметам от плотничьего дела до пчеловодства, от
йоги до рождения детей. То, что предлагает суфизм, это то, что мы должны делать сами, но учитель
может помочь нам выполнить задачу. Обычно ошибочно думают, что если мы очень старательно
занимаемся своим делом, то рассчитываем на какую-то личную выгоду. Неважно, как сильно мы бьем
кнутом наших лошадей, неважно, как мы пришпориваем их, и неважно, как быстро они бегут: если это
бег по кругу, мы не продвинемся дальше того места, с которого начали.
«Мало пользы в изучении мудрости. Во всяком случае, нельзя мудрость объяснять на словах. Это
можно сделать только при личных контактах и непосредственном опыте» (Jung, 1973).
Можно начать оценивать точку зрения суфиев, познавая разницу между бесполезным и полезным
знанием, как это показано в следующем рассказе.
«Иногда Насреддин перевозил людей в своей лодке. Как-то его нанял суетливый педагог, чтобы
Насреддин перевез его через очень широкую реку.
Как только они оказались на воде, грамотей спросил, будет ли река бурной.
Не спрашивайте меня об этом, сказал Насреддин.
Ты никогда не учил грамматику?
Нет, ответил мулла.
В таком случае половина твоей жизни прошла впустую.
Мулла ничего не сказал.
Вскоре разыгрался ужасный шторм. Утлая лодчонка муллы начала наполняться водой. Он
наклонился к своему попутчику:
Вы когда-нибудь учились плавать?
Нет, ответил педант.
В таком случае, учитель, ВСЯ ваша жизнь пропала, потому что мы тонем» (Shah, 1972 b, p. 18).
Этот рассказ поднимает некоторые вопросы. То, что вы узнали, это полезное знание? То, что
вы узнали, чуждо вашей жизни? Или эти знания могут даже сейчас вернуть вас назад?
Философия суфизма предполагает, что, чем больше мы выудим истинного из всего
незначительного и ложного, тем ближе мы сможем увидеть более обширную картину человеческой
жизни, в которой собственная личность составляет такую малую часть.
|