Navigation bar
  Print document Start Previous page
 534 of 726 
Next page End  

Говорят, что на Западе мало возможностей для обучения суфизму. Это все ново для нас. В
философии суфизма слишком много идей, которые мы сразу же выбрасываем из головы. По этой
причине некоторые учителя суфизма считают, что они закладывают фундамент для дальнейшего, более
конкретного обучения.
«Юмористические рассказы не только содержат полезные модели для понимания. Они
позволяют выявлять людей без чувства юмора. Суфии понимают, что люди, у которых не развито
чувство юмора или которые подавили в себе способность наслаждаться юмором, не способны к
обучению» (Shah, 1981, р. 21).
Один современный учитель так объясняет это положение:
«Существуют разные способы «пробуждения». Человек может спать, но должен правильно
проснуться. Необходимо, чтобы пробуждение принесло ему пользу. Подготовка к пробуждению и
подготовка к извлечению пользы из этого и является нашим основным стремлением» (Pendlebury, 1974,
р. 74).
В этой главе нам бы хотелось представить суфизм наиболее убедительным образом, так, чтобы
идеи суфизма стали более доступны на Западе, чтобы вам было легче принять и понять их.
Теория из первоисточника. Отрывки из книги «Сорок дней: дневник традиционного
суфийского отшельника в уединении»
Отрывок из книги «Сорок дней: дневник традиционного суфийского отшельника в уединении».
Приведенный ниже отрывок взят из дневника, который велся во время сорокадневного
суфийского уединения. Дневник написан европейской женщиной, которая не только мусульманка, но и
известный в Европе психолог.
Зикры [способы повторения святого слова или фразы] все глубже проникают в тебя, в прямом
смысле добираются до твоей «сущности». И тогда ты чувствуешь тот внутренний покой, который так
красиво описывается в исламе как спокойствие на сердце. Моя голова качается внутри воздушного
столба, который образует мое тело. Я чувствую, что каждый наклон головы вперед-назад распыляет
частицы этого моего «существа» по всей комнате. Это похоже на то, как отряхивается мокрая собака. Но
только эти частицы содержат в себе некое подобие своей собственной жизни, которая влечет их все
дальше и дальше во вселенную. Вы ощущаете, как прямо над сердцем будто раздвигаются завесы в обе
стороны, они раздвигаются равномерными широкими движениями, как шаг конькобежца: правой,
левой, правой, левой... Так это и есть «очищение сердца»?
Иногда я чувствую, что проникаю прямо в знаки священных формул, в звуки, безмолвное эхо
которых отзывается во мне. Чем глубже осознание, тем сильнее переживание. Зикр показывает мне, как
совершать зикры! В голову приходит старое наставление: «Сначала вы поступаете так, будто бы
совершаете зикр. Затем вы действительно совершаете зикр. И наконец зикр действует на вас».
Неожиданно я воспринимаю этот последовательный процесс как один из «знаков» Аллаха: «Он ближе к
тебе, чем твоя шейная вена».
Где, как не в самой глубине своей души, можно воспринять Его,
вездесущего и ускользающего? Об этом в святом Коране говорится: «на небесах и внутри тебя самого».
Это и есть то самое? «Он не может находиться ни на небесах, ни на земле, только сердце верующего
[сверкающее, очищенное] может вместить Его».
Внезапно это становится мне до боли понятно. Существует только один путь: полное
подчинение, полный отказ от желаний для самих себя. Добровольный отказ от того, «что является
самым дорогим». По словам Мевлана (Hz. Mevlana) [Rumi], это значит «сделать шаг навстречу льву в
присутствии льва», «прыгнуть в огонь, «попасться в ловушку».
Лев
«Известия обо льве достигли всех уголков мира. Человек радовался слухам, которые настигали
его по пути в лес, куда он добирался издалека, чтобы увидеть льва. В течение целого года он испытывал
тяготы путешествия, передвигаясь от одного привала до другого. Когда он достиг леса и издали увидел
Hosted by uCoz