Navigation bar
  Print document Start Previous page
 535 of 726 
Next page End  

льва, он остановился и не мог сделать шага, чтобы приблизиться ко льву. «Что же это такое? —
спросили у него. — Из любви к этому льву ты проделал весь этот путь. Этот лев особенный: если
человек смело к нему подойдет и ласково его погладит, он не тронет этого человека, но если человек
очень волнуется и боится, то лев впадает в ярость. Действительно, он нападает на некоторых, чтобы
убить их за то, что у этих людей о нем плохое мнение. Если это так, то вы устроили себе целый год
волнений. Теперь, когда вы близко подошли ко льву, вы тихо стоите. Какой смысл стоять таким
образом?» Ни у кого нет смелости сделать единственный шаг вперед. Они говорят: «Все шаги, которые
мы сделали до этого, были легкими. А сейчас мы не можем сделать шаг вперед». Омар [один из
праведных халифов] считал, что вера и есть тот шаг, который сделан в сторону льва в его присутствии.
Такой шаг исключительно редок; это свойственно только избранным и друзьям Бога. Это истинный шаг,
а остальные — только отпечатки ноги.» (Rumi)
...В какой-то момент, значительно позже... я чувствую глубочайшее и сильнейшее спокойствие
сердца, какого я не испытывала раньше. Я только что все отдала, ничего не оставила. Я когда-нибудь
перестану плакать? Осталось три недели [для уединения] до того, когда они придут и выведут меня
отсюда. Смогу ли я вернуться вместе с ними?
Даже этих нескольких секунд такого необычного неописуемого чувства покоя в сердце
достаточно, чтобы укрепить мою уверенность в том, что я на верном пути. Я продолжаю молиться и
молиться, до тех пор пока в слезах и в изнеможении не перестаю осознавать, сплю ли я или все еще
молюсь (Ozelsel, 1996, р. 54-56).
Итоги главы
- Не все учение суфиев можно выразить словами, не существует единого, системного подхода к
учению. Суфизм часто сравнивается с тропой, эта метафора наводит на мысль о начале тропы и ее
направлении.
- В практике суфиев различают четыре основных принципа: 1) существует столько путей, которые
ведут к превращению эго и служат помощью в достижении истины (или Бога), сколько людей в мире; 2)
необходимо иметь внутреннее чувство справедливости, если мы желаем жить в гармонии с
окружающими, для этого надо умерить наш эгоизм и высокомерие; 3) одним из главных моральных
факторов является любовь, которая возникает при работе над собой и выражается в помощи другим
людям; 4) самопознание — это основная истина, которая вызревает и становится познанием Бога.
- Суфизм обычно определяется как мистическая суть ислама. Начало его становления как главной
религиозной силы относится к XII веку новой эры.
- Газали делит знание на вредное и полезное. Знание, которое отвлекает от понимания
внутреннего «я» или задерживает это понимание, является вредным (логика, философия и
академическое знание составляют три подобные формы задерживания). Основной формой полезного
знания, которое способствует росту личности, является прямое познание.
- Как утверждает Ибн аль-Араби, существуют четыре стадии в практике и понимании суфизма,
каждая из которых строится на основании предыдущей. Первая стадия — шариат
— экзотерический
религиозный закон, вторая — тарик — мистическая тропа, третья — хакикат — истина и четвертая —
марифат — gnosis.
- В суфизме описываются два состояния развивающегося сознания. Первое — фана, состояние
упразднения, или единения, и второе — бака, состояние постоянства, или возврата.
- Как в христианских, так и в суфийских писаниях отмечается, что восприятие Бога как
Возлюбленного происходит при прямом опыте. Говорится, что, если вы сделаете два шага к Богу, Бог
поспешит к вам навстречу.
- Стадии психодуховного роста включают следующее: первичное пробуждение; терпение и
благодарность; страх и надежду; самоотрицание и бедность; веру в Бога; любовь, сильное стремление,
близость и удовлетворение; цель, искренность и правдивость; размышление и самокритику, а также
способность помнить о предстоящей смерти.
- Основными помехами для роста личности последователи суфизма считают невнимательность и
Hosted by uCoz