звено, оболочка, используемая Эго в качестве фокусной точки» (1994, с. 61, 62).
«Я»
В отличие от представителей других царств природы, человек индивидуален. Минералы,
растения и животные разделяются на виды, представление о которых можно получить, описав какой-то
один экземпляр из каждого вида. «Каждый отдельный человек это вид... независимый от других
индивидуумов и столь же отличный от других людей, как один вид в низших царствах отличен от
другого» (Гендель, 1994, с. 60). Таким образом, можно считать, что в теософии «я» это четвертый
член человеческого существа (ментальное тело), хотя сам этот термин использует только Штейнер.
«... Во всем языке есть только одно-единственное имя, которое по своей сущности отличается от
всех других имен. Это имя «я»» (Штейнер, 1991, с. 34).
Посредством самосознания человек определяет себя как самостоятельное существо, как «я». Наши
представления о внешних предметах изменчивы, поскольку зависят от того, в каком виде последние нам
являются. Подлинная же внутренняя деятельность человека, по словам Штейнера, начинается с
обращения мысли на себя, с восприятия своего «я».
Штейнер полагал, что основным отличием человека от животных является сохранение в памяти
переживаний прошлого. Животные, на его взгляд, такой способностью не обладают, следуя лишь своим
инстинктам. Необходимыми условиями для выражения индивидуального эго, согласно Генделю,
являются: вертикальная походка, вертикальная гортань и теплая кровь.
Социальные отношения
Гендель указывает, что человек испытывает на себе давление со стороны семьи, рода, нации,
расы. Возникает опасность, что он окажется в слишком большой зависимости от этих социальных
факторов. Это не означает, что необходимо разорвать все эти связи нужно лишь подняться над ними,
стать внутренне свободным от внешних влияний. Если попытаться сравнить человека современности с
его древними предками, то станет очевидна тенденция к возрастанию роли личности в структуре
социальных отношений: человек все больше сознает свою неповторимость и отдельность от других.
Стремясь к большей независимости, человек должен одновременно развивать в себе такое
качество, как альтруизм, который должен прийти на смену эгоизму и определять отношение ко всем
живым существам. Средствами развития этого качества являются проявление интереса ко всему, что нас
окружает, а также чувство сострадания. Для Генделя, как и для многих других видных эзотериков,
характерны пророческие предсказания: он предрекает, что наступит такое время, когда человечество
будет жить согласно заповедям Единой религии и все люди станут братьями.
Штейнер также призывал к большей свободе человека в обществе. Он разработал проект
гармоничного общественного устройства, назвав его «трехчленной конструкцией социального
организма». Эта конструкция предполагает взаимную независимость политико-правовой,
экономической и культурно-духовной систем государства. В правовой жизни должно главенствовать
равенство, в экономической жизни с ее разделением труда необходима братская кооперация, а
основным условием духовной жизни должна быть свобода.
Наставник
По мнению Генделя, последние ступени духовной практики следует проходить под руководством
Учителя, который помогает ученику раскрыть свои потенциальные возможности. При этом указывается,
что нет необходимости специально заниматься поисками наставника. Последний должен явиться сам,
увидев, что ученик достиг определенного уровня развития.
Как антропософы, так и последователи Генделя придерживаются общей точки зрения, что для
людей европейской культуры, склонных к логическому мышлению, больше подходят западные методы
духовного обучения (см. подраздел «Психологический рост»). Эти методы характеризуются прежде всего
тем, что допускают личную свободу ученика, ограниченную в восточных школах авторитетом «гуру», и
|