делают упор на приобретение интеллектуальных знаний.
Оценка
Теософия дробит человеческое существо на составные части. Нам, привыкшим считать себя
едиными и неделимыми, это может показаться несколько непривычным. Вместе с тем подобной
операцией занимаются не только все религиозные учения, но и многие психологи, и в первую очередь
психоаналитики, вслед за Фрейдом выделяющие в человеке такие элементы, как ид («оно»), эго («я») и
суперэго («сверх-я»). Штейнер и Гендель делают следующий шаг и показывают, как отдельные
человеческие «тела» связаны с другими сферами природы. Так набрасывается схема того длительного
пути, который человеческое существо прошло в своем развитии. Такой подход обнаруживает
неожиданное типологическое родство теософии с эволюционным учением.
В отличие от теософов-традиционалистов, находящихся под влиянием скорее хаотичных
восточных учений, Штейнер и Гендель старались опираться на логику и рациональное мышление,
продолжая таким образом линию, идущую от мыслителей античности. Однако и тот и другой остались
верны одному из краеугольных положений теософии, заимствованному из индуизма и буддизма,
теории перевоплощения. Они считали, что лишь она одна способна удовлетворительно объяснить все те
несправедливости, которыми наполнен окружающий мир.
Отдавая дань уважения науке, антропософия и учение Генделя тем не менее демонстрируют
резко негативное отношение к материализму, считая его повинным во многих бедах человечества.
Основной причиной такой позиции является, по-видимому, то, что материалистическая наука не
осмеливается высказывать никаких гипотез в отношении посмертного существования человека. Между
тем для Штейнера и Генделя было очевидно, что люди, не думающие о своей будущей судьбе,
равнодушные к вере, неизбежно окажутся во власти эгоизма и чисто потребительского отношения к
жизни.
Однако полное неприятие окружающей действительности каким бы то ни было учением всегда
чревато тем, что организация его последователей превращается со временем в церковь. Материальным
воплощением этой тенденции, своего рода символическим «воцерковлением», обычно оказывается
строительство собственного храма. Основателей учения начинают боготворить, а их взгляды
принимают за истину в последней инстанции. Какие бы нежелательные побочные эффекты ни давала
современная наука, нельзя отрицать, что она постоянно прогрессирует, а выведенные ею законы
успешно работают. Поэтому далее будет высказан ряд соображений, которые, как нам видится, могли бы
способствовать упрочению связей между скорее духовной теософской доктриной и по преимуществу
материалистической наукой.
Прежде всего нужно попытаться сопоставить положения обсуждаемой концепции с данными,
которые накоплены различными отраслями знаний, изучающими как живую природу (психология,
биология), так и неживую (химия, физика). Важной задачей здесь является установление соответствия
между теософскими «телами» и системами человеческого организма. В качестве предварительной
гипотезы можно провести параллели между следующими элементами:
1. Физическим телом и соматикой (кроме нервной системы и органов чувств). Этой области
соответствуют химические процессы, происходящие на молекулярном уровне.
2. Эфирным телом и нервной системой. На этом уровне действуют те же законы, которым
подчиняются электрические явления. Эндокринную систему (железы внутренней секреции) можно
рассматривать в качестве звена, связывающего физическое и эфирное тела.
3.
Астральным телом и собственно психикой (сфера чувств, эмоций, желаний). Эту область
охватывают теория электромагнитных волн и квантовая физика. Органы чувств можно принять за
своего рода посредников между эфирным и астральным телами.
4. Ментальным телом и человеческим разумом. Здесь мы вступаем в область, которой ведает
ядерная физика. Соединительным мостом между астральным и ментальным телами является головной
мозг с двумя его полушариями.
Кроме того, представляется заманчивым проведение аналогии между так называемыми
|