уровневыми психическими процессами (ощущение, восприятие, представление, мышление) и
эволюционными ступенями, на которых пребывают представители различных категорий природы. На
наш взгляд, подобный анализ мог бы привести к созданию комплексной теории, которая включала бы в
себя не только человеческую личность, но и все то, что ее окружает, и которая, в отличие от теософии,
была бы лишена мистического налета.
Итоги главы
- Антропософия Рудольфа Штейнера и концептуальное учение Макса Генделя являются
разновидностями теософии, из которой они выделились в начале XX века.
- Обе доктрины выделяют в человеческом существе семь принципов, или тел. Исповедуя
эволюционный подход, они постулируют постепенное увеличение количества тел при переходе от
низших уровней живой природы к высшим. В настоящее время у человека проявлены четыре члена:
физический, эфирный, астральный и ментальный.
- В онтогенезе у человека наблюдается процесс, аналогичный филогенезу: постепенное
пробуждение тел и преимущественное развитие какого-то одного из них на определенном временном
отрезке.
- Над тремя низшими телами может быть проделана работа с целью их совершенствования.
Гендель рекомендует следующие упражнения по их развитию: концентрация, медитация, созерцание,
поклонение. Процедуры, предлагаемые Штейнером, определяются как имагинация, инспирация и
интуиция.
- К тому, что принято понимать под телом, можно отнести физический и эфирный члены
человеческого существа. Физическое тело подвержено процессам, имеющим химическую природу,
эфирное процессам, имеющим электрическую природу. Эфирное тело мужчины отрицательное,
женщины положительное. В отдельных случаях может происходить частичное отделение эфирного
тела от физического.
- Воля является отличительным качеством мужского пола, в то время как у женщин больше
развито воображение. Согласно Штейнеру, воля это инструмент, посредством которого человек
воздействует на внешний мир.
- Носителем эмоций является астральное тело (тело желаний). Согласно Генделю, в сфере
желаний определяющей является пара чувств: безразличие и интерес, который в свою очередь приводит
в действие силы привлечения или отталкивания. Штейнер отделяет чувства и эмоции от чисто
мозговой деятельности.
- Интеллектуальная деятельность согласуется с объективными законами мышления,
позволяющими человеку познавать как окружающий мир, так и самого себя. Но в ходе эволюции разум
сросся с астральным телом, результатом чего явилось такое качество, как хитрость, направленная на
удовлетворение эгоистических желаний человека. На смену хитрости должна прийти рассудительность.
- «Я» в теософии четвертый член человеческого существа, ментальное тело. Свойство
индивидуальности это то, что отличает человека от других существ. Человек определяет себя как «я»
посредством самосознания. Функционирование ментального тела тесно связано с процессами памяти.
- Существует опасность, что человек может оказаться в слишком большой зависимости от
социальных институтов. Человек должен стремиться к тому, чтобы быть выше их. Одновременно со
стремлением к независимости необходимо развивать в себе альтруистические черты характера.
- Антропософы и последователи Генделя не придают большого значения роли наставника,
считая более важной самостоятельную работу ученика. И
те и другие подчеркивают, что для человека
западной цивилизации больше подходят такие методы обучения, которые делают упор на
интеллектуальное развитие.
Ключевые понятия
|