Navigation bar
  Print document Start Previous page
 560 of 726 
Next page End  

ценностей. Мы нуждаемся в некой маршрутной карте, системе взглядов и ценностей, помогающей нам
ориентироваться в этом мире. Без такой карты мы были бы «абсолютно растеряны и не имели бы
возможности действовать целенаправленно и последовательно» (Fromm, 1955, р. 230). Система
ценностей позволяет нам организовать то огромное количество стимулов и раздражителей, с которыми
мы сталкиваемся на протяжении жизни. «Человек окружен множеством загадочных явлений и, имея на
это полное основание, вынужден придавать им смысл, вкладывать их в понятный для него контекст»
(Fromm, 1955, р. 63).
«Самый первый витальный интерес заключается в сохранении своей системы координат,
ценностной ориентации. От нее зависит и способность к действию, и в конечном счете — осознание
себя как личности» (Fromm, 1973).
Каждый человек имеет свою философию, т. е. внутренне согласованную систему взглядов на
мир. Многие люди воспринимают эту философию в качестве жизненной основы. Таким образом, если
какие-либо явления и события не вписываются в рамки упомянутой системы, они трактуются человеком
как «ненормальные», «неразумные»; если же, напротив, вписываются, то рассматриваются как
проявление «здравого смысла». Чтобы приобрести и сохранить свою систему ценностей, люди
способны предпринять практически любые шаги вплоть до самых
радикальных — например, избрать
путь иррационального авторитаризма, как Адольф Гитлер и другие фанатики, сумевшие выбиться в
лидеры.
Табл. 20.1. Человеческие потребности
Потребность
Негативные
составляющие
Позитивные
составляющие
Установление связей
Подчинение или власть
Любовь
Преодоление себя
Разрушение
Созидание, творчество
Укорененность в мире
Фиксация
Целостность
Самоотождествление
Принадлежность группе
Индивидуальность
Система ценностей
Иррациональные цели
Рациональные цели
Структура характера
Если личность определяется Фроммом как «сумма врожденных и приобретенных психических
свойств, характеризующих индивида и определяющих его уникальность» (Fromm, 1947, р. 50), то
характер интерпретируется как основное приобретенное свойство и понимается, в свою очередь, как
«относительно постоянная совокупность всех устремлений индивида, не являющихся инстинктивными
по своей природе, при помощи которых человек соотносит себя с культурной и природной средой»
(Fromm, 1973, р. 226). Фромм был убежден в том, что характер восполняет недостаток инстинктов,
поскольку может не осознаваться своим носителем. В то же время именно главные свойства нашего
характера позволяют нам вести себя последовательно и эффективно.
Люди соотносятся с окружающим миром в основном по двум направлениям: через ассимиляцию
— приобретение и использование вещей (непродуктивный путь) и через социализацию — познание
себя и других (продуктивный путь). Среди непродуктивных ориентаций Фромм выделяет четыре типа.
Рецептивный тип (receptive character) предполагает, что источник благ находится где-то вне
личности, вследствие чего контакт с миром сводится к пассивным попыткам завладеть людьми и
вещами. Такой человек не настроен на то, чтобы отдавать кому-либо себя и свое материальное и
духовное имущество, но постоянно ищет возможность его пополнения за счет других, поскольку его
самооценка всегда занижена.
Эксплуативный тип (exploitative character) отличается от предыдущего наличием агрессии в
отношении людей и вещей. Такой человек стремится сам завладеть тем, что представляет для него
интерес. Эксплуататор может полюбить замужнюю женщину не потому что действительно нуждается в
ней, а потому что стремится к превосходству над ее мужем. В интеллектуальном отношении
эксплуататор более склонен к заимствованию и плагиату, нежели к выдвижению оригинальных идей.
Hosted by uCoz