Navigation bar
  Print document Start Previous page
 559 of 726 
Next page End  

Потребность в укорененности можно рассматривать и в контексте филогенеза, то есть развития
конкретного представителя человечества как вида. Фромм абсолютно согласен с Фрейдом в том, что
инцестуальные стремления присущи человеческим существам, но, в отличие от него, не считает, что все
они основаны на сексуальной почве. Фромм утверждает, в частности, что стремление к инцесту
базируется на «глубокой жажде возврата в теплое уютное материнское чрево или к ее питающей груди»
(1955, с. 40). В этом смысле на Фромма оказала большое влияние концепция раннего матриархального
общества, выдвинутая Дж. Дж. Бахофеном (1861—1967). В отличие от Фрейда, который считал древние
общества патриархальными, Бахофен придерживался той точки зрения, что центральной фигурой в этих
древнейших социальных группах была все же мать. Именно она сообщала своим детям чувство
укорененности, именно она побуждала их либо к развитию личной индивидуальности, либо к
фиксации, тормозящей психологический рост.
Потребность в укорененности может быть удовлетворена с помощью более или менее
продуктивных стратегий. Продуктивной является стратегия, которая предполагает, что, оторвавшись от
материнской груди, человек рождается по-настоящему. Это означает, что он активно и творчески
взаимодействует с миром, приспосабливается к нему и достигает целостности. Эта новая связь с
реальностью обеспечивает безопасность и восстанавливает чувство принадлежности к миру и
укорененности в нем. В поисках своих корней люди могут выбирать и обратную стратегию, а именно,
непродуктивную стратегию фиксации (fixation).
Фиксация означает упорное нежелание индивида
двигаться за пределы безопасного мира, изначально очерченного матерью. Люди, которые используют
для удовлетворения потребности в корнях стратегию фиксации, «боятся подняться на следующую
ступень развития, оторваться от материнской груди. Они страстно желают, чтобы их опекали, по-
матерински холили и лелеяли, защищали от неблагоприятных воздействий окружающего мира; по
характеру они очень зависимые, пугливые и крайне неуверенные в себе» (Fromm, 1955, р. 40).
Самоидентичность
Четвертой экзистенциальной потребностью является потребность в осознании себя отдельной
сущностью, или в самоотождествлении. Будучи оторваны от природы, мы вынуждены самостоятельно
формировать концепцию своего Я, воспитывать в себе способность ответственно заявить: «Я — это я»
или «Я отвечаю за свои действия».
В эссе «О непослушании» (1981) Фромм подхватывает известную мысль антропологов о том, что
в традиционных культурах люди очень тесно отождествляли себя со своим кланом и не мыслили себя
отдельно от него. В общих чертах то же самое характерно и для Средневековья, чей представитель был в
значительной степени отождествлен со своей социальной ролью в феодальной иерархии. Вслед за
Марксом Фромм полагал, что подъем капитализма существенно раздвинул границы экономической и
политической свободы, однако не принес человеку истинного ощущения своего Я.
Для большинства
людей самоидентичность означает привязанность к другим или преданность различным институтам —
нации, религии, профессии, социальной группе. Вместо отождествления с кланом развивается стадный
инстинкт, покоящийся на чувстве несомненной принадлежности толпе. Причем этот факт остается
неоспоримым, несмотря на то что однородность толпы и конформизм ее участников зачастую
прикрываются иллюзией индивидуальности.
Не отождествляя себя ни с чем и ни с кем, мы рискуем потерять рассудок. Эта угроза является для
нас мощным фактором мотивации, заставляя сделать все возможное, чтобы приобрести чувство
самоидентичности. Невротики пытаются находиться возле сильных людей либо стараются закрепиться
в социальных или политических институтах. Психологически здоровые люди имеют меньшую
потребность соответствовать толпе и отказываться от ощущения своего Я. Им не нужно ограничивать
свою свободу и проявления собственной индивидуальности, чтобы существовать в человеческом
обществе, поскольку сильной стороной их самоидентичности является ее подлинность.
Система ценностей
Последняя описанная Фроммом экзистенциальная потребность — потребность в системе
Hosted by uCoz