общении ребенка с матерью, отцом, братом, сестрой, друзьями, домашними животными, вводит ребенка
в состояние эйфории. Близость же ограничивается нежными чувствами, которые один человек питает к
другому, равному себе.
Я-система
В качестве центрального динамизма, обеспечивающего нормальное функционирование
человеческой личности, Салливан постулировал так называемую Я-систему. Я-система (self-system)
комплексный образец поведения, который обеспечивает безопасность личности, защищая ее от тревоги.
Я-система согласовывающий динамизм, возникающий из межличностного общения.
Интеллект и предвидение позволяют людям улавливать малейшие колебания уровня тревоги. С
одной стороны, предупреждение служит сигналом, приводящим людей в готовность к повышению
уровня тревоги, давая им возможность защитить себя; с другой стороны, оно делает Я-систему
устойчивой к изменениям и предохраняет людей от выгод, которые можно извлечь из опыта
переживания тревоги. Поскольку первичная задача Я-системы
это защита людей от тревоги, «Я-
система является основным камнем преткновения, препятствующим положительным изменениям
личности» (Sullivan, 1953, р. 169). Личность не статична, и особенно она подвержена изменениям на
этапе перехода на следующую ступень развития, когда начинают появляться новые потребности.
«Я выступает содержанием сознания во всех случаях, когда человек вполне комфортно чувствует
себя в плане самоуважения, престижа среди товарищей и того уважения и почитания, которые ему
высказываются» (Sullivan, 1964, р. 217).
Я-система развивается в возрасте 1218 месяцев, когда ребенок начинает понимать, какие
поступки поднимают уровень тревоги, а какие снижают. До этого основными формами неприятных
переживаний были страх и боль, которые, казалось, возникали независимо от поведения ребенка.
Однако когда мать начинает процесс воспитания, поощряя ребенка за одни поступки и наказывая за
другие, наказание и неодобрение порождают третье неприятное чувство тревогу.
По мере развития Я-системы у человека начинает формироваться устойчивый мысленный образ
самого себя, поэтому любой межличностный опыт, который воспринимается как несогласующийся с
этим мысленным образом, становится угрозой безопасности. Чаще всего люди стремятся отрицать или
искажать межличностный опыт, который вступает в конфликт с их самооценкой. Например, когда
людей, у которых мнение о себе слишком высокое, называют некомпетентными, они могут посчитать,
что это глупость или просто шутка. В результате человек пытается защитить себя от межличностных
напряжений с помощью действий, обеспечивающих безопасность (security operations).
Целью этих
действий является снижение чувства неуверенности и тревоги, которые возникли вследствие того, что
самооценка подверглась угрозе.
Салливан описывает два основных действия, обеспечивающие безопасность это диссоциация и
селективное игнорирование.
Диссоциация (dissociation) включает в себя стремления и потребности, которые человек не хочет
допускать в сознание. В некоторых случаях детские переживания становятся диссоциированными и не
включаются в Я-систему:
например, когда ребенка не наказывают и не поощряют за его поведение.
Переживания взрослого человека также могут стать диссоциированными, если не соответствуют
стандартам поведения данного человека. Однако эти переживания не исчезают: они продолжают влиять
на личность на подсознательном уровне. Диссоциированные образы и переживания могут проявляться
в снах, мечтах или других бессознательных действиях и направлены на обеспечение безопасности.
Селективное игнорирование (selective inattention)
это отказ замечать вещи или явления,
которые человек не хочет замечать. Селективное игнорирование отличается от диссоциации.
Селективно игнорируемые переживания более приемлемы для сознания и более ограничены в
возможностях. Они возникают после того, как устанавливается Я-система, и активизируются, когда мы
пытаемся заморозить переживания, которые с ней не согласуются. Например, люди, которые считают
себя добросовестными водителями, всегда соблюдающими правила дорожного движения, могут
«забывать» о множестве случаев, когда они превышали скорость или не останавливались у знака «стоп».
Селективно игнорируемые ощущения, так же как и диссоциированные переживания, воздействуют на
|