человека, даже если не осознаются им, и определяют, какие фрагменты этих переживаний будут
присутствовать в сознании, а какие будут игнорироваться и отрицаться.
Поскольку и диссоциация и селективное игнорирование искажают наше восприятие
действительности, Салливан называл действия, обеспечивающие безопасность, «мощным тормозом
личностного развития» (1953, р. 374).
Уровни знания
Следующим важнейшим отличием теории Салливана от предшествующих теорий личности
является его концепция уровней обработки информации
уровней знания.
Салливан различал три
уровня знания: прототаксический, паратаксический и синтаксический.
Уровни знания относятся к
восприятию, воображению и пониманию. Переживания на прототаксическом уровне необходимы для
общения; паратаксический опыт является личностным, предшествует логике и может передаваться
только в искаженной форме; синтаксическое знание играет важную роль в межличностном
взаимодействии.
«Человек живет прошлым, настоящим и ближайшим будущим, все это существенно для
объяснения его мыслей и действий» (Sullivan, 1950, р. 84).
Прототаксический уровень
Прототаксический опыт «может рассматриваться как дискретный ряд кратковременных
состояний испытывающего ощущения живого существа» (1953, р. 29). На прототаксическом уровне
(prototaxic level) происходят самые ранние и примитивные переживания младенца. Поскольку эти
переживания нельзя связать с другими, их очень трудно описать или определить. Мы можем попытаться
понять предложенный Салливаном термин, представив себе ранний субъективный опыт
новорожденного ребенка. Этот опыт должен быть в какой-то степени связан с различными участками
тела. Новорожденный чувствует голод и боль, и эти прототаксические переживания выливаются в
конкретные действия, например в плач или сосание. Младенец не знает причин своих действий и не
видит никакой связи между ними и состоянием сытости. В период раннего младенчества голод и боль
являются прототаксическими переживаниями, поскольку они не могут быть дифференцированы ни друг
от друга, ни от другого стимула. Так же как и недифференцированные переживания, события,
происходящие на прототаксическом уровне, присутствуют только в подсознании. Прототаксический
уровень является необходимой предпосылкой существования двух других.
У взрослых прототаксические переживания имеют форму кратковременных ощущений, образов,
чувств, настроений и впечатлений. Эти примитивные образы, появляющиеся во время сна или
бодрствования, воспринимаются неясно или же являются бессознательными. Их никак нельзя связать с
другими переживаниями, лишь иногда мы можем сказать другому человеку, что нас посетило странное
чувство, которое нельзя описать словами.
Паратаксический уровень
Второй уровень знания, присущий как человеку, так, по-видимому, и животным,
паратаксический (parataxic level).
Паратаксические переживания предшествуют логике и обычно
являются результатом того, что человек усматривает причинно-следственную связь между двумя
случайными событиями. Знания на паратаксическом уровне более четко дифференцированы, чем
прототаксические переживания, но их значение остается скрытым. Паратаксические знания могут быть
связаны с другими только в искаженной форме.
Паратаксический уровень знания появляется в раннем младенчестве и продолжает играть
важную роль в жизни человека в течение всей его жизни. Например, младенец, сосущий грудь, сначала
не видит связи между сосанием и получением пищи, но очень скоро он обнаруживает связь между
своим поведением и поведением матери. Поскольку сосание и кормление происходят случайно и
совпадают по времени, младенец считает, что процесс сосания является причиной процесса кормления.
|