сильно, связано с повышением качества нашей деятельности, поэтому небольшое волнение,
испытываемое актером перед премьерой, может пойти на пользу его самоэффективности. Почти все мы,
если только не боимся, способны успешно ловить змей. Мы без труда могли бы крепко схватить змею
позади головы, но страх, связанный с ловлей змей, подавляет нас и сильно уменьшает наше ожидание
успеха в этой сфере деятельности.
Психиатры давно знают, что уменьшение тревоги или увеличение физической раскрепощенности
облегчают выполнение задачи. Влияние эмоционального напряжение зависит от нескольких факторов.
Во-первых, конечно, уровень напряжения обычно чем сильнее волнение, тем меньше
самоэффективность. Второй фактор представления человека о том, насколько его эмоции связаны с
действительностью. Если человек знает, что его опасения имеют под собой реальную основу, например
если он едет по скользкой горной дороге, его личная эффективность может повышаться. Однако если
человек сознает абсурдность своей фобии, например боязни открытых пространств, тогда его волнение
приводит к снижению самоэффективности. И наконец, природа самой задачи вносит свой вклад.
Эмоциональное напряжение может помочь успешно сделать что-либо простое, но, как правило, мешает
выполнению сложных задач.
Коллективная эффективность
Когда теория Бандуры достигла достаточной степени развития, он, как и Фрейд, Адлер, Скиннер,
Роджерс и другие теоретики личности, заинтересовался глобальными общественными и
национальными проблемами. Отчасти этот интерес выразился в его концепции коллективной
эффективности. Коллективная эффективность (collective efficacy) относится к уверенности людей в
том, что их общие усилия могут вызвать социальные перемены. Она происходит не из коллективного
«сознания», а скорее из личных эффективностей многих людей, работающих вместе.
Бандура полагает, управляют своей жизнью не только через индивидуальные
самоэффективности, но и посредством коллективной эффективности. Например, человек, который
бросил курить или изменил свою диету, может иметь высокую самоэффективность относительно
сохранения своего здоровья, но он вместе с другими людьми может при этом чувствовать низкую
коллективную эффективность относительно возможности бороться с загрязнением окружающей среды,
вредными условиями труда или инфекционными болезнями. Тем не менее личная и коллективная
эффективность не противоположные понятия. Скорее они дополняют друг друга, изменяя образ
жизни людей.
Бандура (1995 а) перечисляет несколько факторов, отрицательно влияющих на коллективную
эффективность. Во-первых, мы живем в транснациональном мире; случившееся в одной части Земли,
сказывается на жизни людей в других странах, вызывая у них ощущение собственной беспомощности.
Такие явления, как, например, уничтожение амазонской сельвы, международная торговая политика или
истончение озонового слоя, могут влиять на жизнь каждого человека и подрывать веру людей в их
способность построить для себя лучший мир.
Во-вторых, новейшие технологии, которые непонятны нам и неподвластны нашему контролю,
способны понизить уровень коллективной эффективности. В прошлом многие водители были уверены,
что они способны поддерживать свой автомобиль в рабочем состоянии. С появлением компьютерного
управления в современных автомобилях многие люди, имеющие ограниченные познания в механике,
потеряли не только личную эффективность относительно своей способности ремонтировать машину, но
также в немалой степени и коллективную эффективность относительно возможности обратить вспять
движение ко все большему усложнению автомобиля.
Третий фактор, подрывающий коллективную эффективность, это запутанный социальный
механизм с бюрократической прослойкой, препятствующей любым изменениям в обществе. Встречаясь
с постоянными неудачами в попытках что-либо изменить или понимая, как много требуется времени,
чтобы добиться каких-то заметных перемен, люди теряют охоту вообще предпринимать какие-либо
действия. И тогда многие из них «вместо того чтобы усовершенствовать средства для построения
собственного будущего... неохотно передают управление в руки технических специалистов и
общественных деятелей» (Bandura, 1995a, р. 38).
|