Navigation bar
  Print document Start Previous page
 595 of 726 
Next page End  

В-четвертых, огромный размах и величина проблем, с которыми сталкивается человечество,
способны подорвать коллективную эффективность. Войны, голод, перенаселение, преступления и
природные катастрофы — вот только немногие из глобальных проблем, оставляющих нас с чувством
беспомощности. Но Бандура считал, что, несмотря на эти громадные международные проблемы,
изменения в лучшую сторону возможны, если люди будут настойчиво повторять свои совместные
усилия и не позволят сбить себя с толку. «Само время требует общественных инициатив, которые
создают чувство коллективной эффективности и необходимы, чтобы люди могли влиять на условия,
формирующие их жизнь и жизнь будущих поколений» (Bandura, 1995 а, р. 38).
Научение
По мнению Бандуры, большинство наших знаний мы получаем, наблюдая за другими людьми.
Он писал, что «практически все знания, полученные из непосредственного опыта, могут точно так же
происходить из наблюдения за поведением других людей и его последствиями для них» (1986, р. 19).
«Люди должны развивать свои основные способности в течение длительного времени и всю
жизнь вырабатывать новые умения, чтобы добиваться необходимых им перемен» (Bandura, 1986, p. 20).
«Если бы мы могли учиться только на результатах собственных действий, процесс
интеллектуального и социального развития был бы очень медленным, не говоря уж о том, что
чрезвычайно скучным» (Bandura, 1986, р. 47).
Бандура (1986) обсуждает два основных типа научения — научение путем проигрывания
(enactive) и научение путем наблюдения (observational).
Научение путем проигрывания
Научение путем проигрывания — это наиболее примитивный способ научения, который
свойственен не только человеку, но и большинству животных. Именно этот тип научения обычно
рассматривается бихевиоризмом. Всякое действие, которое производит организм, сопровождается
какими-то последствиями. Некоторые из этих последствий приятны, другие — не нравятся, а третьи
просто не ощущаются или не осознаются и поэтому не имеют значительного воздействия.
Однако если бихевиористы настаивают на том, что результаты поведения автоматически зависят
от позитивных или негативных подкреплений, то Бандура отрицает такую точку зрения. Сложное
человеческое поведение требует сознательного осмысления, чтобы его последствия могли влиять на
личность. Например, чтобы словесное подкрепление имело значение, человек должен сперва выслушать
его и понять. При этом значение, воспринятое получающим подкрепление, может отличаться от того,
которое придавал своим словам дающий его. Например, преподавательница бальных танцев хвалит
своих учеников за выполнение особенно сложного движения, надеясь подбодрить их и подтолкнуть к
тому, чтобы они и дальше улучшали свой уровень. Однако ее слова могут иметь обратное влияние на
учеников, которые могут вообразить, что раз уж они действительно такие замечательные танцоры,
учительница могла бы и не хвалить их за такое простое движение.
С точки зрения концепции научения путем проигрывания, последствия поведения служат по
крайней мере трем целям. Они (1) сообщают информацию, (2) мотивируют будущее поведение, (3)
подкрепляют настоящее поведение (Bandura, 1977).
Во-первых, последствия наших реакций информируют нас о том, какого эффекта мы можем
добиться своими действиями. Мы можем сохранять эту информацию и использовать ее как руководство
в будущей деятельности.
Вторая функция последствий — мотивация предполагаемого поведения. Человек способен
символически представлять будущие результаты и действовать соответственно. Он не только обладает
внутренним пониманием, но может также и предвидеть. Не обязательно испытать все неприятности,
связанные с холодом, чтобы принять решение надеть пальто, собираясь на улицу в морозный день.
Вместо этого мы предвидим воздействие холодной сырой погоды и одеваемся соответственно.
Символическое представление неудобства служит стимулом для того, чтобы подумать о том, чтобы
надеть пальто, а также повышает вероятность того, что мы действительно его наденем.
Hosted by uCoz