В-третьих, последствия служат для подкрепления поведения, эта функция была подробно
описана Скиннером и другими сторонниками теории подкреплений. Бандура, однако, не соглашался с
ними, заявляя, что хотя действия могут иногда быть бессознательными и автоматическими, усвоение
сложных образцов поведения существенно упрощается благодаря вмешательству сознания. Бандура
утверждал, что научение бывает гораздо более эффективным, когда обучающийся сознательно включен в
обучающую ситуацию и понимает, какое поведение принесет желаемые последствия.
Научение путем наблюдения
Свойственный только человеку и являющийся наиболее важным способ обучения это, по
мнению Бандуры, научение путем наблюдения. Бандура считает, что наблюдение (observation) позволяет
нам учиться, не производя при этом никаких действий. Мы наблюдаем явления природы, растения,
животных, водопады, движение Луны и звезд и так далее, но особенно важным для социально-
когнитивной теории является предположение, что мы учимся, наблюдая за поведением других людей. В
этом Бандура расходится со Скиннером, который придерживался мнения, что основным материалом
психологической науки является реально разыгрываемое (enactive) поведение. Он также отличается от
Скиннера убеждением, что подкрепление не обязательно для научения. Бандура говорит, что хотя
подкрепление облегчает научение, оно не является его необходимым условием. Мы можем, например,
учиться, наблюдая за другими людьми; которые получают подкрепления.
«Люди развили повышенную способность научения через наблюдение, что позволяет им
расширить свои знания и навыки на основе информации, переданной путем моделирования.
Действительно, в сущности, все феномены научения через прямой опыт могут появиться косвенно при
наблюдении за поведением людей и его результатами» (Bandura, 1989a, Social cognitive theory).
Наблюдение за другими избавляет нас от необходимости производить бесчисленное множество
действий, за которыми может не последовать подкрепления или даже может последовать наказание.
Тем самым научение путем наблюдения гораздо более эффективно, чем научение путем
непосредственного опыта (проигрывания). В качестве примера можно привести детей, которые смотрят
на телевизионных героев и затем повторяют то, что они видели или слышали. Им не нужно
проигрывать наугад случайные варианты поведения в надежде,. что какой-то из них будет
вознагражден.
Бандура выдвинул предположение, что ядром научения через наблюдения является уподобление
(modeling),
а кроме того, выделил четыре процесса, которые служат этому виду научения: внимание,
запоминание, воспроизводство поведения и мотивация.
Уподобление
Уподобление больше, чем повторение действий другого, и подразумевает символическое
представление информации и хранение ее для использования в будущем (Bandura, 1986, 1994b).
Научение путем уподобления включает в себя усвоение некоторых черт наблюдаемого поведения и
отторжение других, а также обобщение одного наблюдения на другие случаи. Другими словами,
уподобление включает мыслительные процессы, а не является простой мимикрией или имитацией.
Бандура выделяет три обстоятельства, определяющих, сможет ли человек в данной конкретной
ситуации научиться чему-то путем уподобления образцу. Такими обстоятельствами являются: свойства
объекта, свойства наблюдателя и последствия формируемого наблюдателем поведения.
Во-первых, важны свойства объекта. Мы более склонны уподобляться людям, обладающим
высоким статусом, чем тем, кто имеет низкий статус, компетентным личностям, а не неумелым и
некомпетентным, сильным, а не беспомощным.
Во-вторых, свойства наблюдателя также воздействуют на его склонность уподобляться. Люди,
которым недостает положения в обществе, навыков или силы, более склонны уподобляться другим.
Дети уподобляются другим чаще, чем взрослые люди, и новички чаще, чем опытные профессионалы.
В-третьих, на наблюдателя могут оказывать воздействие последствия формируемого им
поведения. Чем больше ценности наблюдатель придает поведению, тем больше вероятность, что он ему
|