Navigation bar
  Print document Start Previous page
 597 of 726 
Next page End  

научится. Также научение может ускориться, если наблюдатель видит перед собой образец, получающий
суровое наказание: например, если мы увидим, как другой получил серьезный шок, дотронувшись до
электрических проводов, это преподаст нам ценный урок.
«Понять, как люди учатся имитировать, — значит понять, как необходимые подфункции
развиваются и действуют» (A. Bandura, «Behavior theory and and the models of man». AP ¹ 29, 1974, p. 864).
Внимание
Первый из процессов, обслуживающих научение через наблюдение, — это внимание. До того как
мы сможем уподобиться кому-либо, мы должны обратить внимание на этого человека. Какие факторы
управляют вниманием? Во-первых, так как мы имеем больше возможностей наблюдать людей, с
которыми часто общаемся, мы скорее всего обратим внимание в первую очередь на этих людей. Во-
вторых, привлекательные образцы скорее будут замечены, чем непривлекательные: фигуры, популярные
на телевидении, в спорте или в кино часто привлекают большое внимание. Природа самого поведения
также влияет на наше внимание — мы замечаем поведение, которое полагаем важным для себя и из
которого думаем извлечь пользу.
Запоминание
Наблюдение за поведением модели не будет эффективным, если человек не запомнит его. Для
того чтобы наблюдения привели к созданию новых образцов поведения, эти образцы должны быть
символически представлены в памяти. Бандура выделяет два основных способа запоминания: образное
и вербальное кодирование. Символическое представление не обязательно должно быть словесным, так
как некоторые наблюдения сохраняются в виде образов, которые могут быть вызваны в отсутствие
физической модели. Этот процесс особенно важен в детском возрасте, когда речевые навыки еще не
сформировались.
Вербальное кодирование значительно ускоряет процесс научения через наблюдение. С помощью
языка мы можем словесно оценивать поведение, которое наблюдаем, и решать, что мы отвергнем, а что
захотим попробовать. Вербальное кодирование также помогает нам символически репетировать
поведение, то есть снова повторять себе, как мы будем делать что-то, когда нам представится случай.
Эти репетиции могут повлечь за собой действительное исполнение выученных действий, к тому же они
помогают процессу запоминания.
Воспроизводство поведения
Следующим этапом научения через наблюдение является перевод символически закодированной
в невербальных образах или в словах информации в соответствующее поведение. После того как мы
обратили внимание на образец и запомнили то, что мы увидели, мы сами воспроизводим это
поведение. В ходе превращения мысленных представлений в соответствующие действия мы должны
задать себе несколько вопросов о поведении, которое мы воспроизводим. Сначала мы спрашиваем: «Как
это сделать?» Получив ответ с помощью символических репетиций, мы пытаемся претворить наше
новое поведение в действительность. В это время мы контролируем себя, задавая вопрос: «Что я
делаю?» И наконец, мы оцениваем свою деятельность, спрашивая «Правильно ли я это делаю?» На этот
последний вопрос не всегда легко ответить, особенно если он относится к двигательным навыкам, как,
например, в балете или в прыжках в воду с трамплина, когда мы не можем в действительности видеть
себя со стороны. Однако Кэрол (Carrol) и Бандура (1982, 1985) нашли, что самоконтроль с помощью
видеозаписи облегчает обучение двигательным навыкам.
Мотивация
Как уже было сказано, важнейшим обстоятельством, определяющим, будет ли происходит в
конкретной ситуации научение через уподобление, являются последствия наблюдаемого поведения —
Hosted by uCoz