Левин, доказательств общения Левина и Эйнштейна в тот период времени нет (Lewin M., 1992, р. 22).
Они несколько раз встречались позже в Соединенных Штатах.
Концепция психологического поля, обаяние и стиль руководства Курта Левина привлекали к
нему многих студентов, в том числе и из других стран. Впоследствии некоторые из них стали
продолжателями его идей. Это Анита Карстен из Финляндии; Дж. Ф. Браун, Д. МакКиннон, Д.
Эдамс и Д. Кларк и др. из Соединенных Штатов; Т. Дембо, Г. В. Биренбаум, Б. Зейгарник, М. Овсянкина
из России; а также студенты из Японии. Общению со студентами Курт Левин всегда уделял особое
внимание и в течение всей жизни поддерживал отношения со всеми своими учениками, в какой бы
стране они ни жили. Он регулярно организовывал встречи в форме дискуссий, которые проходили в
«Шведском кафе», расположенном напротив Берлинского психологического института (Hothersall, 1995,
р. 241). Именно там рождались идеи многих экспериментов, прославивших впоследствии как учителя,
так и учеников. Одной из особенностей Левина, которую отмечают все, кто с ним работал, была
способность «переводить» повседневные наблюдения в реальные исследования (Зейгарник Б. В., 1981).
Однако эксперименты Курт Левин проводил всегда на основе теоретических выводов. «Нет ничего
практичнее хорошей теории» наверное, наиболее часто цитируемая его фраза.
Курта Левина отличала высокая эрудиция в самых различных областях человеческого знания:
биологии, физике, математике, искусстве и литературе. Но на первом месте всегда была психология. Он
был влюблен в эту науку и мог рассуждать о ней в самых неподходящих для этого условиях. Очень часто
озарения заставали Левина в неожиданных местах: на улице или в ресторане. Тогда он, к удивлению
находящихся рядом людей, доставал блокнот и что-то сосредоточенно записывал, не обращая ни на кого
внимания. Ученый часто повторял: «Наука не терпит лени, недобросовестности и глупости» (Зейгарник
Б. В., 1981). Много времени Курт Левин уделял работе со своими учениками. Эксперименты,
проведенные ими под руководством Левина и получившие впоследствии всемирную известность, были
всего лишь частью дипломных работ!
Семейная жизнь Курта Левина не стала такой же светлой, как у его родителей. Брак с Марией
Ландсберг был омрачен периодами затяжных конфликтов. Возможно, именно благодаря этому этапу
своей жизни Левин написал интересную статью «Предпосылки супружеских конфликтов» (Левин К.,
2000б, с. 215). В 1919 году у Левиных родилась дочь Эстер Агнес, а три года спустя сын Фриц Рувен.
Мальчик родился с травмой тазобедренных суставов, которая требовала серьезного хирургического
лечения и ношения гипсовой повязки. Курт Левин сконструировал специальную тележку, которая
помогала бы Рувену двигаться в период реабилитации. Но из-за тяжелой родовой травмы сын ученого
рос с задержкой развития и не мог учиться по обычной школьной программе. Частые семейные
конфликты привели к тому, что в 1927 году Курт и Мария развелись. Когда нацистское давление на
евреев усилилось, бывшая жена Левина эмигрировала с детьми в Израиль. Об эмиграции в то время
размышлял и сам Курт (Lewin M., 1992, р. 23). Спустя два года, в 1929 году, Левин женился вторично
на Гертруде Вайсс. Первый их ребенок родился мертвым. В 1931 году родилась дочка Мириам, а в 1933-
м сын Дэниел (Lewin M., 1992, р. 23).
Как и ряд других исследователей личности, Левин считал, что человек это сложное
энергетическое поле, динамическая система потребностей и напряжений, которая определяет и
направляет восприятие и действия. Концепция теории поля непроста для понимания. Сам Курт Левин
писал, что «...психологи, которые, подобно мне, многие годы придерживались теории поля, так и не
смогли сделать ее сущность достаточно ясной. Единственное оправдание этому я вижу в том, что задача
очень непроста. ...К тому же понять вещи, подобные теории поля, и овладеть ими можно только на
практике» (Левин К., 1980а). Поэтому склонность Левина описывать психологические явления
посредством рисунков и схем являлась значительным подспорьем в понимании его теории. Возможно,
свойственный ему визуальный (связанный со зрительными образами) стиль мышления способствовал
созданию изображения жизненного пространства в форме эллипса (Hothersall, 1995). Сам же человек
был представлен в форме круга, расположенного внутри эллипса. Именно эти эллипсы (а ученики
Левина называли их «яйцами (картофелинами) Левина») некоторые психологи ассоциируют с самой
теорией психологического поля.
|