Для англоязычных стран знакомство с теориями и экспериментами Курта Левина началось с
публикации Дж. Ф. Брауна, одного из его первых американских учеников. Статья называлась «Методы
Курта Левина в психологии действий и аффектов» и была издана в 1929 году. В том же году Курт Левин
выступил на Девятом Международном психологическом конгрессе, проходившем в стенах Йельского
университета, США. Его доклад назывался «Эффекты влияний среды». Несмотря на то что Левин читал
лекцию на немецком языке и использовал термины, заимствованные из физики, химии и математики,
его «эллипсы» были понятны всем. Доступность усиливалась тем, что в качестве иллюстрации своих
теоретических положений ученый показал короткометражный научный фильм «Ханна садится на
камень». В этом фильме было показано, как полуторагодовалая девочка (племянница жены Левина)
пытается сесть на достаточно большой камень, но так как не может это сделать, не повернувшись к
камню спиной, то и само действие, состоящее в том, чтобы сесть на камень, оказывается невозможным.
В терминах теории поля эту ситуацию можно объяснить следующим образом:
«Недифференцированность внутреннего пространства ребенка не позволяет ему отвернуться от объекта,
обладающего для него сильной положительной валентностью».
В 1931 году Левину предложили опубликовать статью в «Руководстве по детской психологии»,
где были помещены работы известных в то время психологов, например Анны Фрейд. В этой
публикации Левин критикует статистический подход к изучению детства. Сказать о том, что
шестилетний ребенок умеет то, чего не может трехлетний, значит не сказать ничего. По его мнению,
выводы, основанные на анализе «среднестатистического ребенка», нельзя считать корректными, ибо
«средний ребенок» это статистический миф и не более того. Левин считал, что лучше достаточно
глубоко узнать одного ребенка, чем всех, но лишь по ряду аспектов (Hothersall D., 1995).
После выступления на психологическом конгрессе и англоязычных публикаций Курт Левин был
приглашен в Стэнфордский университет на должность профессора. После шести месяцев
преподавательской деятельности Левин вернулся в Германию, но его путь пролегал не через Атлантику,
а через Тихий океан. Такой маршрут был обусловлен приглашениями его японских и советских
учеников. Визиты сопровождались выступлениями и лекциями. Посещение Токио оказало сильное
влияние на японские научные круги. Левину даже предложили возглавить кафедру производственных
отношений в Токийском университете. Высказываемые им на лекциях идеи управления, основанного на
участии подчиненных в принятии решений, в Соединенных Штатах стали внедряться лишь спустя сорок
лет, но уже как японские (Росс Л., Нисбетт Р., 1999).
По дороге домой Левину многое пришлось услышать об ужасах, происходящих на его родине, в
Германии. Согласно постановлениям фашистского правительства, еврейские граждане фактически были
объявлены вне закона. Поэтому вполне понятны причины, по которым Левин, чтобы иметь
возможность уехать из Германии, попросил помощи у своих американских коллег. Он сказал: «Я не хочу
преподавать в университете, в который мои дети не имеют права поступать» (Hothersall D., 1995).
В августе 1933 года, уладив свои дела, Курт Левин, вместе с семьей и двумя своими учениками,
Тамарой Дембо и Джеромом Франком, отправился в Соединенные Штаты. Он заключил двухлетний
контракт с Корнелльской школой образования, получив ежегодный оклад 3000 долларов. Фашизм в
Германии стремительно разрастался. Не успевшие эмигрировать евреи были обречены на унижения и
смерть. Впоследствии мать и сестра Левина погибли в концентрационных лагерях. Та же участь
постигла некоторых его учеников (Б. В. Зейгарник, 1981).
Результатом германского периода научного творчества Левина была разработка целостного
подхода к анализу явлений человеческого поведения, выраженного в психологической теории поля. В
это время им и его учениками был создан ряд методических приемов экспериментального исследования
мотивационно-потребностной и волевой сферы человеческого поведения. Под руководством Курта
Левина были проведены исследования, ставшие теперь хрестоматийными: «О забывании
|