Navigation bar
  Print document Start Previous page
 613 of 726 
Next page End  

дальнейшей судьбой студента после окончания вуза. Назовем этот регион «профессиональная и
личностная реализация». Он является самым большим из описанных и самым неопределенным. Именно
с точки зрения этого региона сектор «защита диплома» является по своей сути амбивалентным. Факт
защиты диплома ставит студента один на один перед «жерновами» взрослой жизни, требующей от него
принятия самостоятельных решений и определенных действий. Если человек четко знает, что по
окончании вуза его ждет определенное поприще, которое обеспечит материальный достаток,
профессиональный и личностный рост, то, разумеется, напряжение сектора «защита диплома» не будет
столь высоко. Наоборот, он будет иметь более высокую положительную валентность для студента, как
ворота, открывающие путь к лучшей жизни. Но может быть ситуация, когда отметка за диплом
напрямую связана с будущей карьерой. Если необходима только определенная отметка («отлично»,
например), на основании которой студент получит диплом с отличием и сможет устроиться на работу в
престижную организацию, тогда сопутствующий сектору «защита диплома» ирреальный сектор «защита
диплома на низкую отметку» может создать дополнительное напряжение в исследуемой нами зоне,
сделав ее амбивалентной и порождая конфликтную ситуацию, описанную Левиным в тридцатых годах
(Левин К., 1980б, с. 128).
Чем выше будет уровень напряжения в системе, тем менее, согласно дедифференционной
концепции Левина (Hothersall D., 1995, с. 247), будет дифференцировано жизненное пространство
человека (то есть из меньшего количества регионов оно будет состоять). Жизненное пространство
некоторых студентов ограничивается секторами «защита диплома», «государственный экзамен»,
«телевизор» и «принятие пищи». Разумеется, подобный образ жизни не приводит к улучшению
здоровья.
Для размышления
1. Вспомните, когда в последний раз вы оказывались в ситуации конфликта. Опишите его в
терминах теории поля. Это был внутренний конфликт или внешний? Чем он был обусловлен? Сделайте
вывод.
2. Изобразите свое жизненное пространство в данный момент времени. О чем вы думаете? Какие
факты, события беспокоят вас? Какие люди играют большую роль в вашей жизни? Изобразите свое
жизненное пространство в виде эллипса, а регионы, входящие в него, — в виде секторов,
«разбивающих» этот эллипс на составляющие. Разместите себя в этом эллипсе. Теперь опишите свою
жизненную ситуацию в терминах теории поля. Границы каких регионов являются жесткими, а какие —
чересчур проницаемы? Какие регионы являются для вас недоступными и почему? Какие локомоции вы
осуществляете в данный момент? Какие регионы обладают положительной валентностью, а какие —
отрицательной? С чем это связано? Посмотрите еще раз на ваше жизненное пространство. Какой вывод
вы можете сделать?
---
Итак, мы рассмотрели ситуацию преддипломного стресса с позиций теории поля и концепции
жизненного пространства. Можем теперь подвести некоторые итоги. Подведение итогов, можно,
наверное, считать вторым этапом использования теории поля как метода анализа.
1. Зона неопределенности, связанная с будущим студента, повышает уровень напряжения в
системе и придает тем самым региону «защита диплома» амбивалентный характер. С одной стороны, с
ним связаны положительные ожидания (разрядка напряжения, новые возможности, новый статус), а с
другой — отрицательные (неопределенность жизненного пути, напряжение, связанное с принятием
самостоятельного решения, возможная неудача на защите, негативная критика со стороны близких).
2. Уровень напряжения в регионе «защита диплома» может регулироваться за счет использования
так называемых «досуговых» секторов и секторов, связанных с зоной «увеличения информации о защите
диплома». Эти зоны могут находиться как в реальном физическом, так и в нереальном, воображаемом
мире. При определенном уровне напряжения количество регионов может сократиться до двух-трех, что
обеспечивает более легкий контроль за напряжением в системе.
3. Регулирование напряжения в системе осуществляется посредством распределения энергии
между различными регионами.
Hosted by uCoz