Следовательно, преддипломный стресс обусловлен (если использовать терминологию Курта
Левина) проницаемостью границ региона «защита диплома» на выходе из него и их жесткостью на
входе. Как уже говорилось, некоторым студентам сложно осуществить локомоции в отношении
исследуемого региона, чтобы снизить в нем уровень напряжения.
Динамика
Психологический рост
Развитие личности Курт Левин описывал как движение от одного региона к другому,
являющемуся новым для индивида. Специально темы развития личности Левин не касался, но в своей
статье, посвященной подростковому возрасту, писал: «Сам факт, что человек находится в состоянии
движения от одного региона А к новому региону В и поэтому он оторвался от региона А, но еще не
утвердился прочно в регионе В, ставит его в менее прочное положение и делает его, как любой объект in
statu nascendi, более способным к развитию» (Левин К., 2000б, с. 161-162). Следовательно, личностное
развитие можно понимать как включение в жизненное пространство какой-то новой неизвестной зоны,
движение к которой реорганизует все пространство в целом.
Еще один конструкт, который использует Левин для описания развития личности, это
дифференцированность личностного пространства.
Чем больше дифференциация, тем на более
высокой ступени развития находится личность. Дифференциация характеризуется широтой и степенью
(Левин К., 2000 б, с. 271). Поэтому развитие можно описать как:
1) увеличение широты жизненного пространства в отношении а) того, что является частью
психологического настоящего; б) временной перспективы в направлении психологического прошлого и
психологического будущего; в) измерения реальностьирреальность;
2) растущую дифференциацию каждого уровня жизненного пространства на множество
социальных связей и областей деятельности;
3) растущую организацию жизненного пространства;
4) изменение общей подвижности или жесткости жизненного пространства.
Препятствия на пути личностного роста
Видимо, невозможность достичь равновесия на другом, новом уровне жизненного пространства
может быть препятствием на пути к развитию человека. Когда Левин описывает механизмы регрессии,
он касается феноменов, являющихся в той или иной степени помехами в человеческом развитии. Он
пишет:
1. Любая фиксация достаточно большой части целого в неизмененном состоянии должна вести к
регрессии (Левин К., 2000б, с. 360). Насыщение может возникать в ситуации, в которой одна и та же
деятельность повторяется снова и снова, то есть когда определенные области человека удерживаются в
более или менее неизмененном состоянии... Приятные, так и неприятные виды деятельности быстрее
насыщаются, чем нейтральные. <...> Все, что увеличивает центральность, по-видимому, ускоряет
насыщение (Левин К., 2000б, с. 361).
2. Мы должны ожидать регрессию, если уменьшается прочность границ (Левин К., 2000б, с. 361).
3. Ограничение вариантов паттернов вызвано двумя группами факторов. Одна группа имеет
отношение к степени дифференциации, диаметру целого и прочности границ секторов. Вторая группа
касается диапазона состояний, которые может иметь регион, не исчезая (Левин К., 2000 б, с. 362). Левин
полагал, что в отношении первой группы факторов изменения происходят у взрослых, а в отношении
второй у детей.
Таким образом, препятствиями личностного роста являются фиксация на отдельном регионе,
насыщение, низкая прочность границ и недифференцированность жизненного пространства.
Для размышления
|