Navigation bar
  Print document Start Previous page
 623 of 726 
Next page End  

дедифференцированным, то есть менее разнообразным, менее гибким. Напомним, что, согласно теории
поля, как внутреннее пространство человека, так и его жизненное пространство состоит из ряда
секторов. Определенное количество таких секторов во внутренней части некоторым образом
обеспечивает гибкость в поведении человека, а следовательно, возможность реагировать на изменения
в жизненном пространстве. Согласно гипотезе Курта Левина, в ситуации фрустрации внутреннее
пространство ограничивается сектором, связанным с более ранними (а следовательно, и менее
конструктивными) формами поведения. В процессе эксперимента психологи наблюдали за играющими
детьми 2—6 лет. Как известно, в каждом возрасте игра имеет свои особенности, и по тому, как и во что
ребенок играет, можно определить его возраст. В ситуации фрустрации (исчезновение игрушки и пр.)
дети
в среднем регрессировали до возраста семнадцати месяцев, что подтвердило гипотезу Левина
(Hothersall, D., 1995).
Исследование стилей лидерства
Исследования стилей руководства берут свое начало с эксперимента Липпита, ученика Левина,
проводившегося с участием десятилетних детей. Ребята встречались 11 раз после школьных занятий для
того, чтобы делать театральные маски. Липпит поделил их на две группы, в которых играл разные роли
— соответственно авторитарному и демократичному стилям руководства. В первой группе он
единолично принимал решения и заставлял детей их выполнять. Вторая же группа имела возможность
выбора вида деятельности и участия в принятии решений. Наблюдения за поведением детей показали,
что в группе с авторитарным стилем руководства ребята чаще ссорились и проявляли друг к другу
враждебное отношение. Сталкиваясь с проблемами, члены такой группы чаще были склонны находить
«козлов отпущения», а не искать выход из затруднительного положения. В группе с демократичным
стилем руководства дети были более дружелюбны друг к другу, легче находили решения возникавших
проблем (Hothersall D., 1995).
В том же 1939 году Левин с коллегами (Липпитом и Уайтом) решили провести схожий
эксперимент с расширенным числом участников. Они сформировали четыре клуба, в которых
десятилетние мальчики занимались различными видами деятельности. К двум стилям (авторитарному и
демократичному) они добавили еще третий: попустительский («laissez-faire» — невмешательство,
попустительство). Это произошло почти случайно. Один из экспериментаторов стал вести себя
слишком мягко, предоставив все решать самим детям. Левин, наблюдавший за ходом эксперимента,
сразу же это отметил и предложил выделить третий стиль.
Через каждые шесть месяцев в группах менялся лидер и соответственно стиль руководства. В
результате исследователи сделали следующие выводы. Авторитарный стиль руководства был причиной
повышения агрессии и жестоких шуток. Увеличение агрессии отмечалось и при переходе от
авторитарного к попустительскому стилю. Но все группы предпочитали демократичный стиль двум
другим. Переход от авторитарного стиля к демократичному занимает больше времени, чем наоборот —
от демократичного к авторитарному. Именно на основании этого исследования Левин, как вспоминает
его ученик и коллега Марроу, сказал: «Автократия присуща человеку, а демократии нужно учиться».
Руководитель может действовать в группе в качестве эксперта, катализатора, дирижера и образца
участника. Классификация, предложенная Левиным и коллегами, сейчас является самой популярной,
но, как это часто бывает, мало кто помнит, кому она принадлежит.
Для размышления
Какие из феноменов, описанных в вышеизложенных исследованиях, вы наблюдали в жизни?
Приведите примеры. Как бы вы могли использовать их в своей практической деятельности?
---
Оценка
Психологическая теория поля явилась практическим инструментом для анализа феноменов
Hosted by uCoz