Navigation bar
  Print document Start Previous page
 622 of 726 
Next page End  

Исследование забывания намерений
В связи с темой замещения интересно рассмотреть вопрос о забывании намерений. То есть
гипотеза состоит в следующем: намерение забывается в случае замещения его схожим. Проверка этой
гипотезы была осуществлена в 1931 году Г. В. Биренбаум.
Испытуемые выполняли серию различных заданий, каждое из которых нужно было подписать. В
одном из заданий от испытуемых требовалось изобразить свою монограмму. В результате почти всегда
намерение (поставить подпись) забывалось при выполнении монограммы, то есть при выполнении
родственного действия. Правда, если монограмма была художественно оформлена, подпись
испытуемые не забывали ставить.
На основании анализа результатов эксперимента также были выявлены следующие факторы,
влияющие на действенность намерения:
1. Значимость намерения. Значимое намерение сложнее заместить.
2.
Эмоциональная окрашенность намерения. Эмоционально окрашенное намерение становится
значимым, и его поэтому трудно заместить.
3. Степень связи с основной деятельностью. Если намерение связано с основной деятельностью,
то его труднее заместить.
4. Наличная ситуация (психологическое поле). На забывание намерений могут оказать факты
жизненного пространства в данный момент времени.
5. Личностные особенности испытуемых.
Если намерение связано с основной деятельностью, то оно не забывается. Забывание такого
намерения происходит при деструкции деятельности.
Исследование уровня притязаний
Ученик Курта Левина Фердинанд Хоппе положил начало исследованию уровня притязаний. Он
предположил, что деятельность человека зависит не от объективных характеристик сложности работы, а
от его оценки собственных возможностей в решении проблемы, то есть от уровня притязаний.
Эксперимент Хоппе заключался в следующем. Участникам предлагалась серия от 14 до 18
заданий. Испытуемые знали, что задание тем сложнее, чем выше его порядковый номер, и имели
возможность сами выбирать трудность выполняемого задания. По ходу решения заданий они могли
менять последовательность их выполнения и, когда сочли бы нужным, закончить работу.
В результате выявилось, что выбор степени трудности задания зависит от успешного или
неуспешного выполнения предыдущего задания, а само переживание успеха или неуспеха зависит от
отношения испытуемого к цели.
На основании анализа результатов эксперимента были сделаны следующие выводы:
1. Деятельность прекращается после успеха, если наблюдается нарастание уровня притязаний,
который из-за достигнутой границы возможностей или из-за структуры самого задания невозможно
удовлетворить. То есть если человек решил задание, но чувствует, что более сложное ему не осилить,
он, прочтя условие этого последнего задания, принимает решение о прекращении работы.
2. Деятельность прекращается после ряда неудач, если потеряна малейшая возможность прийти к
успеху.
3. Единичный успех после многих неудач ведет к прекращению деятельности, если неудачи
доказали невозможность успеха при более высоком уровне притязаний.
Итак, каждое действие испытуемого получает свой смысл только в свете стремления к более
высокой (идеальной) цели.
Исследование фрустрации
В 1941
году Курт Левин совместно с учениками, Барнером и Дембо, изучал поведение детей в
ситуации фрустрации. Он решил проверить свою так называемую дедифференционную гипотезу. Суть
ее можно сформулировать следующим образом: в условиях фрустрации поведение становится более
Hosted by uCoz