принадлежала ко вполне благополучному среднему классу, отец будущего теоретика занимался оптовой
торговлей канцелярскими принадлежностями. Затем, однако, им пришлось перенести все тяготы
безработицы и жизни на социальные пособия.
Депрессия пробудила в Роттере интерес к проблеме социальной несправедливости, не
оставлявший его всю жизнь, а также научила его обращать внимание на значение ситуативных условий,
влияющих на поведение людей.
Семья Роттеров жила в Бруклине, и юный Джулиан был постоянным читателем местной
библиотеки, буквально проглотив все имеющиеся там приключенческие книги. Однажды, еще будучи
школьником, он случайно подошел к полкам, где лежали книги по психологии, и нашел там «Понимание
человеческой природы» Адлера, «Психопатологию обыденной жизни» Фрейда и «Сознание человека»
Карла Меннингера (Karl Menninger). Адлер и Фрейд произвели на него особенно большое впечатление, и
вскоре он вернулся за новыми книгами по психологии (Rotter, 1982, 1993).
Однако во время депрессии 30-х годов гуманитарные специальности не казались чем-то
надежным, и Роттер поступил в Бруклинский колледж, выбрав основным предметом химию, а
психологией, которой уже серьезно заинтересовался, занимался лишь факультативно. Адлер в это время
преподавал в Лонг-Айлендском Медицинском колледже в качестве профессора медицинской
психологии. Роттер стал посещать его лекции, присутствовал на нескольких клинических демонстрациях
и в конце концов лично познакомился с Адлером, который пригласил его участвовать в собраниях
Общества Индивидуальной психологии (Rotter, 1993).
В 1937 году Роттер закончил Бруклинский колледж, прослушав там больше курсов по психологии,
чем по химии, и, чтобы закончить психологическое образование, поступил в университет штата Айова,
где в 1938 году получил степень магистра. Стажировку по клинической психологии Роттер проходил в
государственной больнице Уорчестера, штат Массачусетс, где и встретил свою будущую жену Клару
Барнс. Затем Роттер поступил в университет штата Индиана и в 1941 году получил там степень доктора
клинической психологии.
В 1941 году Роттер женился и занял вакансию клинического психолога в государственной
больнице города Норвич, штат Коннектикут, где в его обязанности входили занятия со стажерами и
ассистентами из университета штата Коннектикут и Веслианского университета. В 1942 году Роттера
призвали в армию, и он провел три года в качестве военного психолога.
После войны Роттер на короткое время вернулся в Норвич, но вскоре получил работу в
Государственном университете штата Огайо, к которой он привлек нескольких способных выпускников,
среди которых был Уолтер Мишель. В то время Карл Роджерс только что покинул Огайо, и после этого
там осталось два наиболее влиятельных психолога Роттер и Джордж Келли. Однако Роттер был
недоволен политической ситуацией, создавшейся в Огайо под влиянием маккартизма, и в 1963 году
занял вакансию директора программы по обучению клинической психологии в университете штата
Коннектикут. В этой должности он и продолжал работать до своего ухода в отставку в возрасте 70 лет. С
1987 года Роттер ушел на пенсию, но продолжает вести активную педагогическую деятельность. У
Роттера и его жены Клары (умершей в 1986 году) было двое детей дочь Джин и сын Ричард, который
умер в 1995 году.
Наиболее значительными работами Роттера являются «Социальное научение и клиническая
психология» (Social Learning and Clinical Psychology,
1954), «Клиническая психология» (Clinical
Psychology, 1964), «Применение теории социального научения к личности» (Applications of Social
Learning Theory to Personality, 1972) в соавторстве с Дж. Э. Ченсом (J. Е. Chance) и Э. Дж. Фаресом (E. J.
Phares), «Личность» (Personality,
1975) в соавторстве с Э. Дж. Хочрейхом (E. J. Hochreich), «Развитие и
применение теории социального научения: избранные статьи» (The Development and Application of Social
Learning Theory: Selected Papers, 1982), «Бланк незавершенных предложений Роттера» (Rotter Incomplete
Sentences Blank,
Rotter, 1966) и «Шкала доверия в человеческих взаимоотношениях» (Interpersonal Trust
Scale, Rotter, 1967). Роттер принимал активное участие в деятельности профессиональных организаций,
занимая должность президента Восточной психологической ассоциации и президента отделения
социальной психологии и психологии личности и отделения клинической психологии Американской
психологической ассоциации (АПА). Кроме того, два года Роттер работал в Совете по образованию и
практической подготовке АПА. В 1988 году он получил престижную награду АПА «За выдающийся
|