состоит в измерении и описании основных черт (source traits),
которые предопределяют поведение.
Основные черты следует отличать от поверхностных черт (surface traits).
В системе Кэттелла
поверхностные черты не очень важны, они имеют значение лишь как исходный пункт, с которого
удобно начинать исследование или как индикаторы основных черт.
Оллпорт и Одберт (Allport & Odbert, 1936) выписали из полного толкового словаря около
восемнадцати тысяч названий черт, затем сократили полученный список до 4500 наименований,
большинство из которых можно отнести к поверхностным чертам. Кэттелл использовал этот перечень в
качестве исходной точки для факторного анализа черт личности. Многие из входящих в него 4500 черт
связаны друг с другом, то есть они обычно появляются вместе, в виде группы. Если несколько
поверхностных черт очевидно связаны друг с другом, должно быть некоторое основное свойство,
которое удерживает эти черты вместе.
«Наше знание динамической психологии в основном пришло благодаря клиническим и
натуралистическим методам, и во вторую очередь благодаря контролируемому эксперименту.
Открытия, совершенные благодаря первому и даже последнему, сейчас находятся в процессе более
надежного обоснования на основе применения более чистых статистических методов. В частности,
эксперименты и клинические заключения необходимо заново обосновать на базе реальных концепций,
где черты (особенно драйвы) образуют реальное единство, а это требует факторно-аналитических
исследований» (Cattell, 1950, р. 175).
Согласно Кэттеллу, черты делятся на общие (common),
то есть свойственные многим людям, и
уникальные (unique),
то есть характеризующие конкретного человека. К тому же следует отличать
основные черты от поверхностных черт.
Третий способ классификации черт разделение их на
темпераментные (temperament),
мотивационные (motivational)
или динамические черты и
способности (ability).
Как выше уже упоминалось, свою теорию черт Кэттелл создал, пользуясь предложенным
Терстоуном (Thurstone) методом многофакторного анализа, который предполагает обработку больших
объемов собранной заранее информации. В исследованиях Кэттелла использовались так называемые R-
mexнuка, Р-техника и дифференцированная dR-техника. Для того чтобы результаты анализа оказались
достоверны, исходные данные для заполнения корреляционной таблицы должны быть достаточно
валидны. Поэтому особое значение имели способы наблюдения за поведением и сбора информации,
которая условно делится на L-, Q- и T-данные.
Виды данных
Первый источник информации это регистрация реальных событий в жизни людей и их
поведения. С помощью наблюдений действий и поведения большого числа людей исследователь
получает так называемые L-данные. Сюда входит как объективная информация, или L(T)-данные, так и
более субъективная, основанная на оценках других, или L(R)-данные. Например, количество мест
работы в течение двадцати лет это L(T)-данные, а мнение начальника о том, как трудится
подчиненный, L(R)-данные.
Второй источник информации это сообщения самих людей о себе, или Q-данные,
получаемые, как правило, из опросников, в которых людям предлагается ответить на вопросы либо
подтвердить или опровергнуть какие-то заявления, основываясь на том, что они знают о себе.
Большинство личностных опросников, используемых психологами, поставляют Q-данные. Поскольку
Q-данные это то, что человек знает и хочет сказать о себе, а он может заблуждаться или сознательно
обманывать, эти данные должны обязательно коррелироваться с данными о реальном поведении
респондентов. Непроверенные сообщения людей о себе называются Q-данными, и только те, что
подкреплены сведениями о реальном поведении человека, можно действительно назвать Q-данными.
Третий вид данных это T-данные, или информация, получаемая из объективных тестов, то
есть тестов, в которых обман невозможен или цель опроса скрыта от опрашиваемого. Так, например,
измеряются умственные способности, реакция, чувство юмора, способность следовать указаниям и
многие другие свойства, позволяющие получить информацию собственно о качествах, а не о том, что
сам человек или другие думают об этих качествах.
|