Navigation bar
  Print document Start Previous page
 658 of 726 
Next page End  

В идеале если техники сбора L, Q и T-данных совершенно надежны и достоверны, то
информация каждого из трех источников показывает точно те же самые факторы, что и данные
остальных двух источников. На практике, конечно, таких полностью надежных и достоверных
измерительных методов до сих пор не существует, но Кэттелл (1957, 1979—1980) обнаружил, что между
результатами исследований, основанных на информации, собранной различными способами, есть
достаточно много общего, особенно хорошо соответствуют друг другу факторы, выявленные с помощью
L- и Q-данных.
Использование Кэттеллом трех источников данных создает обманчивое впечатление, что его
научная работа разделена на три не связанных друг с другом темы, но если рассматривать всю его
деятельность в целом, становится ясным, что три способа наблюдения — это всего лишь три подхода к
пониманию и измерению свойств личности.
Техники составления матрицы
К началу 40-х годов наиболее распространенным методом составления матрицы корреляций
была так называемая R-техника, когда много людей в одной и той же ситуации отвечают на один или
несколько тестов. Результаты факторно-аналитических исследований с использованием R-техники
позволяли идентифицировать только те черты, которые являются общими для многих людей.
Критика Оллпорта, активно защищавшего концепцию индивидуальных или уникальных черт,
побудила Кэттелла задуматься о разработке способов полного и объективного изучения отдельных
случаев. В результате этих размышлений появилась P-техника, при использовании которой один и тот
же человек отвечает на два или более тестов в различных ситуациях, и из этих данных составляется
корреляционная матрица. Применяемая Кэттеллом Р-техника позволяет получить 30 или более
переменных, относящихся к одному человеку более чем в 100 ситуациях. В начале испытания новой
техники этим человеком была вторая жена Кэттелла, которая, естественно, в конце концов очень устала
от продолжавшихся 9 недель ежедневных тестирований в «разных неудобных условиях, требуемых
экспериментом» (Cattell, 1974b, p. 106).
Если использовать только Р-технику, велика вероятность ошибочного выбора обследуемых
людей, поэтому в дополнение к ней Кэттелл разработал дифференцированную dR-технику, при
использовании которой в корреляционную матрицу входят переменные, полученные из тестирования
большого количества людей в двух различных ситуациях. P-техника является хорошим методом
исследования единичного случая, на отсутствие которой сетовал Оллпорт, но факторы, обнаруженные с
помощью этой техники, принадлежат только одному человеку, таким образом невозможно обобщение
результатов тестирования. С другой стороны, dR-техника допускает обобщение, но здесь используются
только два момента времени, по крайней мере в один из которых возможно влияние какого-нибудь
неординарного события, то есть dR-техника не застрахована от ошибок в выборе ситуаций. P и dR
техники должны использоваться вместе для определения общих состояний (common states)
или
шаблонов настроений (mood patterns).
Исследуя разные факторы, необходимо использовать различные техники. Так, понятие состояния
(state) относится к временным изменениям в поведении, появляющимся в результате изменений в
окружающей среде. Примеры психологических состояний — радость, гнев, страх, беспокойство. В число
физиологических состояний входят ритм сердца, температура тела и кровяное давление. Колебания этих
поведенческих и физиологических состояний наиболее достоверно вычисляются с помощью
применения P и dR техник. С другой стороны, черта (trait) — это относительно постоянное свойство
или расположение, или, как определял Кэттелл (1979—1980), «то, от чего зависит, что человек будет
делать в конкретной ситуации» (том 1, с. 14). Черты лучше выявляются традиционной R-техникой.
Для измерения черт Кэттелл разработал несколько вариантов опросника 16PF: «Личностный
опросник для дошкольников» (PSPQ), предназначенный для работы с детьми 4—6 лет; «Личностный
опросник для школьников младших классов» (ESPQ), то есть для детей 6—8 лет; «Детский личностный
опросник»
(CPQ) для тестирования детей 8—12 лет и «Личностный опросник для старшеклассников»
(HSPQ) для работы с молодыми людьми 12—18 лет. В этих опросниках детям или молодым людям
предлагается альтернатива, например: «Ты так же хорошо умеешь писать диктанты, как другие дети, или
Hosted by uCoz