Американской психологической ассоциации (АПА). В 1963 году он получил Золотую медаль АПА, в
1964 году награду АПА «За выдающийся вклад в науку», в 1966 году он первым получил звание
почетного профессора социальной этики кафедру Ричарда Кларка в Гарварде.
Подход Оллпорта к изучению личности
Подход Оллпорта к изучению личности можно охарактеризовать несколькими ключевыми
понятиями: 1) сознательная мотивация,
2) психически здоровые индивидуумы,
3) проактивное
поведение, 4) уникальность каждой личности, 5) эклектичное отношение к другим теориям.
Более чем любой другой из теоретиков личности, Оллпорт подчеркивал значение сознательной
мотивации; здоровые, взрослые люди, как правило, осознают, что они делают и по какой причине они
делают это. Его выделение сознательной мотивации имеет свои корни в разговоре с Фрейдом в Вене и
эмоциональной реакции Оллпорта на вопрос: «И этим маленьким мальчиком были вы?» Ответ Фрейда
несет в себе предположение, что двадцатидвухлетний посетитель, рассказывая историю об озабоченном
чистотой маленьком мальчике в трамвае, бессознательно говорил о собственном фетише чистоты.
Оллпорт (1967), в свою очередь, настаивал на том, что его мотивация была вполне сознательной он
просто хотел узнать, что думает Фрейд о фобии грязи у такого маленького ребенка.
Оллпорт писал: «Этот случай научил меня тому, что глубинная психология, при всех своих
достоинствах, иногда копает слишком глубоко и что психолог должен давать человеку полную
возможность выразить свои побуждения, прежде чем начинать зондировать бессознательное» (1967, р.
8). Большинство людей, считал Оллпорт, движимы стремлениями настоящего времени, а не прошлыми
событиями, осознают, что они делают, и имеют некоторое представление о том, почему они это делают.
Исторически психология, в том числе и теории личности, возникла на основе психиатрии,
изучавшей больных людей. Оллпорт, возможно, был первым теоретиком личности, изучавшим
психически здорового человека.
Еще в 1937 году, задолго до того как Абрахам Маслоу сделал
популярным понятие самоактуализации (self-actualization), Гордон Оллпорт описал основные черты
зрелой личности. Психически здоровые люди имеют способность выучивать новые шаблоны поведения
и расти в течение всей жизни. Им свойственно проактивное поведение (proactive behavior), то есть
здоровый человек не только реагирует на внешние стимулы, но способен сознательно воздействовать
на свою среду новыми, ранее не испробованными способами и вынуждать окружающую среду
реагировать на них. Проактивное поведение не просто направлено на снижение напряжения, но также
создает новые напряжения.
«Некоторые теории основаны главным образом на поведении психически нездоровых и
тревожных людей или же на выходках доведенных до крайности лабораторных крыс. Очень немногие
теории сформировались на основе изучения здоровых человеческих существ, таких, которые стараются
не столько сохранить свою жизнь, сколько стремятся сделать ее осмысленной» (Allport, 1955, р. 180).
Отвергая теории черт и факторов (trait and factor theories) Кэттелла (Cattell) и Айзенка (Eysenck),
которые склонны сводить индивидуальное поведение к общим чертам, Оллпорт настаивал на
уникальности индивидуальности (uniqueness of the individual). На самом деле Оллпорт сам уникален
среди теоретиков личности своим настойчивым утверждением, будто бы каждая личность некоторым
образом не похожа на другую. Любые попытки описать человека в терминах общих черт отнимают у
него его уникальную индивидуальность. По мнению Оллпорта, сказать о человеке, что он щедрый,
значит, не сказать практически ничего. Щедрость одного человека отличается от щедрости другого, и
способ, каким щедрость одного человека взаимодействует с его или ее экстравертностью, не повторяется
ни в ком другом.
В противовес номотетичным (nomothetic)
методам, используемым большинством других
психологов, Оллпорт стремился пристально изучать каждого отдельного индивидуума. Он называл
такое изучение человека морфогеничной наукой (morphogenic science).
Морфогеничные методы
собирают данные от одного человека, в то время как номотетичные методы собирают данные от групп
людей. Морфогеничным методом можно обнаружить много информации об одном человеке, и эта
информация затем может обобщаться на других людей, номотетичные методы дают информацию о
|