Navigation bar
  Print document Start Previous page
 689 of 726 
Next page End  

группах людей, которая может иметь некоторое значение для отдельного индивидуума. Как-то в
разговоре с Гансом Айзенком, знаменитым британским факторным аналитиком и приверженцем
номотетичных методов, Оллпорт сказал, что однажды он (Айзенк) напишет свою автобиографию.
Случилось так, что Айзенк действительно издал свою автобиографию, в которой признавал, что
Оллпорт был прав и морфогеничные методы, такие, как описание человеком собственной жизни,
применимы и достоверны.
Возражая против партикуляризма или против теорий, выделяющих один-единственный подход,
Оллпорт предупреждал ученых, чтобы они не «забывали то, что отвергают» (Allport, 1968, р. 23). Таким
образом, он отстаивал эклектичный подход к построению теорий. С точки зрения Оллпорта, ни одна
теория не является полностью исчерпывающей, и каждый всегда должен четко осознавать, что большая
часть человеческой природы не вмещается ни в какую отдельную теорию. Оллпорт признавал
достижения Фрейда, Кэттелла, Скиннера и других, но считал, что их теории неспособны объяснить
поведение растущей, изменяющейся личности. Теории роста Маслоу и Роджерса и теория самого
Оллпорта добавили свое видение к основам, ранее заложенным психоанализом и теорией научения, но
ни одна из них не является самодостаточной. Поэтому Оллпорт (1968)
считал, что эклектизм лучше
партикуляризма, так как он налагает меньше ограничений, оставляя больше надежды понять целостную,
уникальную личность. Более широкие теории, даже если они не выдвигают обобщенных проверяемых
гипотез, предпочтительнее более узких, потому что они сопоставляют и организуют факты, собранные
из всех видов научных исследований, так же как и известные из интуиции.
Определение личности
По мнению Оллпорта, наиболее общее определение человеческой личности сводится к словам:
«Человек — это объективная реальность». Однако прикладной науке, какой является психология,
необходима терминологическая точность, и Оллпорт провел гигантскую работу по формулировке
определения личности, которая ныне признана классическим образцом исследования на эту тему. В
своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» (Allport, 1937) он проследил
этимологию слова персона (persona)
до античных корней, включая древнегреческие, латинские и
этрусские значения. Слово «личность» (personality), возможно, произошло от слова «персона» (persona),
которое обозначает театральную маску, использовавшуюся в первых веках до нашей эры римскими
актерами, представлявшими античные греческие драмы. Проследив историю термина, Оллпорт привел
49 существующих определений личности, классифицировав их в зависимости от этимологии, внешних
проявлений и значений в теологии, философии, юриспруденции, социологии и психологии. Затем он
предложил пятидесятое, исчерпывающее определение, которое предполагает, что человеческие
существа представляют собой одновременно продукт и процесс, что человек организован в
определенную структуру, но в то же время обладает способностью изменяться:
«Личность — это динамическая организация психофизических систем внутри индивидуума,
определяющая его уникальное приспособление к окружающей среде» (Allport, 1937, р. 48).
Почти через четверть века, работая над своей не менее знаменитой книгой «Стиль и развитие
личности», Оллпорт заменил последнюю часть фразы на «определяющая его характерное поведение и
мышление» (Allport, 1961, р. 28).
Это изменение показательно и отражает стремление Оллпорта к
точности. К началу 60-х годов он понимал, что фраза «приспособление к окружающей среде» может
быть понята так, будто бы люди просто адаптируются к окружающей среде. В позднейшем определении
Оллпорт выразил свою идею, что поведение является и адаптивным, и экспрессивным (expressive).
Люди не просто приспосабливаются к своей окружающей среде, но и осмысливают ее и
взаимодействуют с ней таким образом, что окружающая среда вынуждена приспосабливаться к ним.
«Личность есть нечто и делает нечто. Личность — то, что лежит за конкретными поступками
внутри самого индивидуума» (Allport, 1937, р. 48).
«Динамическая организация» подразумевает интеграцию или взаимосвязанность различных
сторон личности. Личность организуется и выстраивается по шаблонам, однако эта структура всегда
подвластна изменениям, поэтому используется слово «динамическая». Личность — не статическая
структура, а постоянно растущая или изменяющаяся. Ссылка на «психофизические системы»
Hosted by uCoz