ярко проявляющиеся диспозиции берут свою мотивацию от основных потребностей (needs) и
побуждений (drives). Оллпорт говорил о диспозициях, которые ощущаются менее сильно, как о
стилистических диспозициях (stylistic dispositions),
даже если они и имеют некоторую мотивационную
силу. Стилистические диспозиции руководят (guide)
действиями, тогда как мотивационные
вызывают (initiate)
действия. Примером стилистической диспозиции может служить безупречный
внешний вид человека. Мотивом носить одежду является потребность человека находиться в тепле,
манера (manner) одеваться, присущая разным людям, определяется их стилистическими персональными
диспозициями (Allport, 1961).
Некоторые диспозиции являются явно стилистическими, а другие, очевидно, основаны на
сильно ощущаемой потребности и, таким образом, должны быть отнесены к мотивационным. Между
мотивационными и стилистическими диспозициями нельзя провести никакой четкой границы, потому
что и те и другие обладают некоторой мотивационной силой. Однако понятно, что, например,
вежливость это стилистическая диспозиция, в то время как еда более мотивационная. Как человек
ест (его стиль), зависит, хотя бы отчасти, от того, насколько он голоден, но также зависит и от силы его
стилистических расположений. Обычно вежливый, но голодный человек может отбросить хорошие
манеры, когда он ест в одиночестве, но если диспозиция к вежливости достаточно сильна в нем и если
присутствуют другие люди, тогда этот человек, возможно, будет соблюдать этикет и вежливость, даже
если очень проголодался.
Те диспозиции, и мотивационные и стилистические, которые находятся в центре личности,
ощущаются человеком как важная часть себя. Это то, о чем человек говорит: «Это я» или «Это мое».
Характеристики, которые человек называет «именно мои», относятся к понятию проприума (Allport,
1961).
Проприум (собственное)
Оллпорт использовал термин проприум (proprium)
для обозначения типов поведения и
характеристик, которые мы воспринимаем как близкие, центральные и важные для нашей жизни. В
качестве центра личности проприум включает те стороны личности, которые рассматриваются как
важные для чувства самоидентификации (self-identification)
и самовозвышения (self-enhancement)
(Allport, 1955). В понятие проприума входят ценности человека, так же как и та часть сознания, которая
является характерной для конкретной личности и соответствует убеждениям взрослого человека.
Только что родившийся младенец, утверждал Оллпорт, не имеет проприума и личности, потому
что у него еще нет никаких характерных моделей поведения и мышления. Таким образом,
новорожденный это лишь потенциальная личность, которая может строиться на основе его
генетических данных. В отличие от большинства психологов, Оллпорт считал первый год жизни
наименее важным. Ощущение себя как личности, развиваясь от момента рождения до зрелых лет,
проходит несколько стадий, частично перекрывающих друг друга и образующих единый
последовательный ряд.
«Первый год жизни наименее важен для личности при условии, что не возникает серьезного
вреда для здоровья» (Allport, 1961, р. 78).
Оллпорт рассматривает следующие семь аспектов проприума, проявляющиеся на
последовательных стадиях формирования личности: ощущение своего тела (bodily sense),
чувство
постоянной самоидентификации (self-identity), самоуважение (self-esteem), расширение своей личности
(extension of self),
образ себя (self-image),
рациональная личность (rational self)
и собственные
стремления (propriate strivings).
Ощущение своего тела
Самый ранний из центральных аспектов личности это ощущение своего тела (bodily sense)
(Allport, 1961). Он первым появляется у младенца, и всю последующую жизнь наше тело предоставляет
нам материал для осознания себя. Когда я поранил руку, я знаю, что кровь и боль «именно мои». Они не
принадлежат больше никакому другому человеку и дают мне телесное ощущение себя.
|