Navigation bar
  Print document Start Previous page
 694 of 726 
Next page End  

Самоидентификация
Второй ранний аспект развивающегося проприума — это чувство постоянной
самоидентификации (self-identity) (Allport, 1961). Понимание, кто есть я, включает мои мысли и чувства,
а также мои воспоминания о них и мое восприятие всего этого как своего. В раннем возрасте чувство
самоидентификации слабо развито, и маленькие дети могут считать воображаемые характеристики
такими же своими, как и действительные их свойства. Их самоидентификация тесно связана с их
социальным окружением, особенно с семьей: «Это мой дом» или «Это мой велосипед». Слова «я» и
«мое» преобладают в речи маленьких детей.
Самоуважение
Третий аспект раннего ощущения своей личности — это самовозвышение (self-enhancement) или
самоуважение (self-esteem) (Allport, 1961). Самоуважение, которое может оборачиваться как позитивной,
так и негативной стороной, — это свойство проприума, порождающее гордость, эгоизм, нарциссизм и
другие действия или чувства, связанные с возвеличиванием собственного «я».
Расширение личности, образ себя
Дети в возрасте от четырех до семи лет крайне эгоцентричны. В течение этого периода их
ощущение своего тела, самоидентификация и самоуважение продолжают развиваться, и одновременно
с этим начинают проявляться четвертая и пятая стадии формирования проприума. Четвертая стадия —
это расширение своей личности (extension of self), а пятая — образ себя (self-image). Ребенок расширяет
свое понимание себя, включая в него как все, что ему принадлежит (одежду, игрушки и домашних
животных), так и родственников: мать, отца, сестер и братьев. В образе себя выражается его видение
своих способностей, своего статуса и своей роли в настоящий момент, сюда также входят его
стремления или будущие цели. Образ себя в этом возрасте состоит в основном из представлений
ребенка о себе как о «хорошем» или «плохом» — в фрейдистском понимании этих терминов — его
идеала себя и его совести (Allport, 1961).
«В детстве способность думать о себе, каков ты есть, каким хочешь быть и каким должен стать,
находится лишь в зачаточном состоянии» (Allport, 1961, р. 123).
Рациональная личность
В возрасте от шести до двенадцати лет самоидентификация, самоуважение и собственный образ
изменяются под воздействием испытания реальной действительностью и общения с одноклассниками и
учителями. Этот период очень важен, поскольку ребенок выходит за пределы семьи. Шестая стадия,
рациональная личность (rational self),
которая формируется в школьные годы, включает способность
рационально объяснять и отрицать, а также способность корректно рассуждать и находить решения
жизненных проблем. Рациональная личность ответственна за абстрактное и рефлективное мышление и
за умение приспосабливать свои нужды к требованиям окружающего мира (Allport, 1961).
Собственные стремления
В подростковом возрасте возникает седьмой и последний аспект проприума, а именно —
собственные стремления (propriate strivings).
На этой ступени развития личности как объекта человек
уже является по-настоящему уникальным индивидуумом с ясными представлениями о себе и развитым
проприумом,
объединяющим в себе остальные шесть аспектов личности. Собственные стремления
также являются причиной определенной последовательности в действиях и размышлениях и позволяют
человеку ставить перед собой цели, создавая напряжение, а не просто уменьшать его (Allport, 1961).
Собственные стремления это стремления, близкие человеку, то есть те, которые
Hosted by uCoz