почти все они основывались на предположении, что люди просто реагируют на свою окружающую
среду, но практически не формируют ее. С точки зрения Оллпорта, личность это растущая система,
постоянно включающая в себя новые элементы и изменяющаяся благодаря им, а большинство
предшествующих теорий личности не допускают возможность роста.
«Любая теория, рассматривающая личность как нечто стабильное, фиксированное, неизменное,
неверна» (Allport, 1961, р. 175).
Психоанализ и многочисленные теории научения являются в основном гомеостатичными или
реактивными (reactive) теориями они рассматривают человеческие личности как реактивные, то
есть полагают, что люди мотивированы преимущественно потребностью уменьшить напряжение и
вернуться к состоянию равновесия. Все эти теории неизменных мотивов не являются полными, так как
их применение ограничено исследованием реактивного поведения. Однако зрелая личность не только
ищет удовольствия или старается уменьшить боль, она также стремится приобретать новые системы
мотивации, функционально независимые от изначальных мотивов. Признавая, что некоторые мотивы
действительно бессознательны, а другие появляются в результате стремления снять напряжение,
Оллпорт при этом настаивал на том, что поскольку поведение может быть функционально автономным,
теории неизменных мотивов неадекватны.
Оллпортом были выдвинуты следующие четыре требования, которым, по его мнению, должна
удовлетворять адекватная теория мотивации:
«1. Адекватная теория мотивации «признает современность мотивов». Иными словами, «то, что
движет нами, движет нами сейчас». «Мотивы прошлого не объясняют ничего, если они также не
являются мотивами настоящего» (Allport, 1961, р. 220). Прошлое не столь важно. История личности
имеет значение только тогда, когда она влияет на настоящую мотивацию.
2. «Эта теория должна быть плюралистической допускающей мотивы разных типов» (Allport,
1961, с. 221). С этой точки зрения Оллпорт критиковал теорию двух основных влечений Фрейда,
выдвигаемое Адлером единственное стремление к достижению успеха и все теории, которые
подчеркивали самоактуализацию (self-actualization) как первоочередной мотив. Оллпорт горячо возражал
против сведения всей мотивации человека к одному руководящему побуждению. Он утверждал, что
мотивы взрослых людей существенно отличаются от мотивов детей и что у невротической личности
мотивация иная, чем у здоровых людей. К тому же некоторые мотивы сознательны, другие
бессознательны, некоторые преходящи, другие появляются снова и снова, некоторые снижают
напряжение, другие его создают. Мотивы, которые кажутся различными, действительно различны, и не
только по форме, но и по существу. «Мотивы настолько разнообразны, что нам трудно найти здесь
общий знаменатель» (Allport, 1961, р. 221).
3. «Она должна приписывать динамическую силу мыслительным процессам, то есть
планированию и намерениям» (Allport, 1961, р. 222). Оллпорт доказывал, что большинство людей
заняты своей жизнью в будущем, но многие психологические теории «заняты возвращением их назад в
прошлое. И когда каждый из нас считает, что мы спонтанно активны, многие психологи говорят нам,
что мы всего лишь реактивны» (р. 206). Хотя наши намерения вмешиваются в любую ситуацию, это
третье требование относится в основном к долговременным мотивам. Девушка отказывается от
предложения сходить в кино, потому что она предпочитает изучать анатомию. Это предпочтение
соответствует ее цели получить в колледже хорошие оценки и связано с ее планами быть принятой в
медицинскую школу, что необходимо для исполнения ее намерения стать врачом. Жизнь здоровых
взрослых людей ориентирована на будущее, к нему относятся их предпочтения, цели, планы и
намерения. Это, конечно, не всегда полностью рациональные процессы, как, например, тогда, когда мы
позволяем своему гневу возобладать над нашими планами и намерениями.
4. Адекватная теория мотивации «допускает уникальность конкретных мотивов» (Allport, 1961, р.
225). Конкретный уникальный мотив отличается от абстрактно обобщенного, последний основывается
на изначальных теоретических предположениях, а не на действительной мотивации реального человека.
В качестве примера конкретного уникального мотива возьмем человека, который хочет научиться играть
в «городки». Его мотив конкретен, и его способ достижения улучшений уникален для него. Одни теории
мотивации могут приписать поведение нашего героя агрессивным тенденциям, другие подавленным
сексуальным влечениям, третьи вторичному побуждению, выученному на основе первичного
|