Navigation bar
  Print document Start Previous page
 697 of 726 
Next page End  

побуждения. Оллпорт же просто сказал бы, что тот хочет научиться играть, потому что хочет научиться
играть. Это уникальный, конкретный и функционально автономный мотив.»
Поставив перед собой цель создать адекватную теорию, отвечающую всем этим критериям,
Оллпорт разработал оригинальную концепцию мотивации, объясняющую проактивное поведение
(proactive behavior). Его теория видит людей сознательно воздействующими на свою окружающую среду
способом, позволяющим им расти и стремиться к психическому здоровью. В своей концепции
функциональной автономии Оллпорт попытался осмыслить и впитать объяснения реактивных теорий,
не забывая в то же время о проактивных теориях, подчеркивающих изменения и рост.
Функциональная автономия
Для того чтобы трактовать бесчисленные человеческие мотивы, которые, по-видимому, нельзя
объяснить только гедонистическим принципом или принципом напряжения, вызванного побуждающей
силой, Оллпорт создал концепцию функциональной автономии (functional autonomy).
Теория
функциональной автономии — это теория изменяющихся, а не неизменных мотивов, и она является
краеугольным камнем теории мотивации Оллпорта.
Оллпорт определял функциональную автономию как «любую приобретенную систему
мотивации, в которой напряжения, включенные в нее, отличны от предшествующих напряжений, от
которых эта приобретенная система произошла» (1961, р. 229). Иными словами, то, что начинается
как один мотив, может затем перерасти в другой, который исторически продолжает изначальный мотив,
но функционально независим от него. Например, человек может разбить сад изначально для того, чтобы
удовлетворять свою естественную потребность в еде, но затем вдруг увлечься садоводством и
заниматься им просто ради удовольствия.
Различные теории личности часто направлены на объяснение кажущегося загадочным
человеческого поведения. С точки зрения Оллпорта, если побуждение функционально автономно, оно
является объяснением поведения, и не нужно искать за ним скрытые или первичные причины. Другими
словами, если накопление денег — функционально независимый мотив, тогда поведение скупого
человека не ведет свое происхождение от переживаний детства, связанных с приучением к горшку или с
наградами и наказаниями. Скряга просто любит деньги, и это — единственное необходимое
объяснение. Эта идея о том, что большая часть наших действий основана на интересах настоящего
времени и сознательных предпочтениях, согласуется со здравомыслящей убежденностью многих людей,
что то, что они делают, они делают просто потому, что им нравится это делать.
«Принцип функциональной автономии рассматривает зрелые мотивы как разнообразные
самоподдерживающиеся одновременно существующие системы, вырастающие из предшествующих
систем, но функционально от них независимые» (Allport, 1961, p. 227).
В общих чертах, концепция функциональной автономии состоит в том, что некоторые, но не все,
человеческие побуждения функционально независимы от изначальных мотивов, ответственных за
поведение. Функциональная автономия — это ответ тем теориям, которые Оллпорт называл теориями
неизменных мотивов, а именно — принципу удовольствия Фрейда и гипотезе уменьшения напряжения,
принадлежащей психологии «стимула-реакции». Оллпорт считал, что обе теории имеют дело с
историческими фактами,
вместо того чтобы заниматься функциональными фактами.
Он считал, что
мотивы взрослых людей строятся в первую очередь на сознательных, самодостаточных (self-sustaining),
соответствующих настоящему времени системах. Функциональная автономия представляет собой его
попытку обосновать сознательную, самодостаточную, соответствующую времени мотивацию.
Функционально автономные мотивы являются современными, самодостаточными, вырастают из более
ранних мотивов, но функционально независимы от них. Основной критерий функциональной
автономии таков: присутствующий мотив функционально автономен до тех пор, пока он ищет новые
цели,
это значит, что человек может вести себя по-прежнему, даже если его мотивация изменилась.
Например, дети учатся ходить, возможно, следуя изначальному мотиву, побуждающему развиваться, но
потом они могут ходить для того, чтобы развить свою подвижность или приобрести уверенность в себе.
Точно так же ученый может быть поглощен поиском ответов на сложные вопросы. Он получает
удовлетворение более от самого поиска, чем от найденного решения, и его метод поиска может
Hosted by uCoz