начиная с 1920-х годов, люди пытаются выйти из-под власти этих запретов; тема секса получает новый
импульс для развития, становится снова открытой. Вплоть до 80-х годов западное общество так много
занималось проблемой секса и сексуальных взаимоотношений, что в конце концов секс опять стал
восприниматься как вполне обычное дело. Впрочем, стремительное распространение СПИДа в
последнее время вновь раздуло потухшее было пламя сексуальной тревоги. Мэй отмечал, что наше
общество проделало путь от периода, когда наличие сексуальных отношений будило в человеке чувство
тревоги и вины, к такому периоду, когда аналогичные последствия вызывает отсутствие этих
отношений. Современность вносит свои коррективы, и теперь он, возможно, сказал бы, что угроза ВИЧ-
инфекции опять связала для многих людей сексуальное поведение с чувством тревоги.
Эрос
Секс и эрос часто путают друг с другом. Однако если секс это физиологическая потребность,
которая удовлетворяется путем снятия напряжения, то эрос представляет собой психическое явление
вид влечения, которое порождается и претворяется в длительном союзе двух любящих людей.
Сравнивая секс и эрос, Мэй писал:
«В отличие от секса, эрос берет крылья у человеческого воображения и всегда выходит за
пределы любых техник, смеется над всеми книжками-инструкциями, весело кружа по орбите,
выходящей далеко за пределы механических правил, определяющих физическую работу органов» (1969b,
р. 74).
Эротические отношения строятся на основе нежности и заботливого отношения. Они ведут к
установлению длительного союза с другим человеком, в котором оба партнера испытывают восхищение
и страсть, что способствует их обоюдному личностному развитию. Эрос это любовь, подвигающая
двоих сообща строить прочные отношения, в частности в браке. Поскольку человеческий род не смог бы
выжить без стремления к прочным отношениям, можно считать, что эрос приходит на помощь
сексуальным отношениям.
Филия
Эрос, приходящий на помощь сексу, берет начало в филии (philia)
близкой дружбе, не
имеющей сексуальной направленности. Любовь-филия не терпит спешки, ей нужно время, чтобы
вырасти, развиться, пустить корни, как, например, в случае медленно развивающейся любви между
братьями и сестрами или между старыми друзьями, знающими друг друга всю жизнь. «В отношениях
любви-филии нам не нужно делать ради любимого человека ничего иного, кроме того, что принимать
его таким, как он есть, быть рядом с ним и получать удовольствие от его общества. Это дружба в
наиболее простом, наиболее прямом смысле этого слова» (May, 1969 а, р. 31).
Гарри Стэк Салливан придавал большое значение периоду раннего отрочества и подчеркивал,
что для этого творческого времени характерна острая потребность в товарищах, то есть в ком-то, кто
был бы более или менее похож на тебя. Согласно Салливану, товарищеские чувства или филия
необходимое качество здоровых эротических отношений раннего и позднего отрочества. Мэй, который
учился у Салливана в Институте Уильяма Алансона Уайта, сходился с ним в мысли, что именно
любовь-филия создает возможность любви-эроса. Постепенное, непринужденное развитие истинной
дружбы необходимое условие продолжительного союза двух людей.
Агапе
Так же, как эрос зависит от филии, так и филия нуждается в агапе. Мэй определял агапе (agape)
как «уважение к другому, заботу о благополучии другого, не имеющую в виду никаких собственных
выгод, бескорыстную любовь, идеальным примером которой является любовь Бога к человеку» (1969b,
р. 319).
Агапе это альтруистическая любовь. Это любовь духовная, возвышенная, но вместе с тем
несущая с собой риск уподобиться Богу. Она не зависит напрямую от поведения или каких-либо свойств
|