сексуальные конфликты в эдипов период. Сам Фрейд занимал нейтральную позицию в этом споре, тем
самым молчаливо одобряя очень разную, но одинаково важную работу обеих женщин. Однако в частной
переписке он замечал, что поддержка Клейн Джонсом в противовес позиции его дочери была
отложенным актом «мести Анне за ее отказ в 1914 г. позволить ему ухаживать за ней» (Young-Bruehl,
1988, p. 172).
«Если мы обретем способность, глубоко в бессознательной части нашей психики, очистить в
определенной степени свои чувства к нашим родителям от обид и простить им ту фрустрацию, которую
нам пришлось испытать, тогда мы сможем жить в мире с собой и любить других в истинном смысле
этого слова» (Klein, 1975. Vol. I, p. 343).
Клейн оставалась непоколебимой в своих описаниях и интерпретациях тех переживаний, с
которыми многие психически больные люди живут все время, а все люди какое-то время, а именно:
жестоких, злобных и деструктивных фантазий по отношению к людям, в которых они нуждаются и
которых даже любят. Клейн давала объяснение распространенному чувству внезапной ненависти и
неприятия к человеку, который минуту назад был любим. Например, мать может испытывать
побуждение причинить боль своему младенцу, когда тот постоянно капризничает. Дети, а также
подростки и взрослые могут неожиданно отвергнуть любимого человека мать, друга, подругу или
супруга, потому что он ведет себя не так, как им хочется. Возможно, благодаря тому, что Клейн так
хорошо понимала ненависть, она разбиралась и в любви. Она была первым аналитиком, описавшим
любовь не просто как реализацию эротических желаний, но как настоящую доброту и подлинную заботу
о другом человеке. Она поняла, что проявление сознательной любви неотъемлемо связано с нашими
угрызениями совести из-за деструктивной ненависти. То есть, когда мы осознаем, насколько внутренне
жестокими мы можем быть к тем, кого любим, мы также понимаем, насколько необходимо сохранять те
отношения, которые мы ценим. Таким образом она объяснила одну из величайших тайн, с которой
сталкиваются все люди: что любовь и ненависть наши индивидуальные небеса и преисподнюю
нельзя отделять друг от друга.
Одна из наиболее важных идей Клейн состоит в том, что агрессия и любовь выступают в
качестве фундаментальных организующих сил психики. Агрессия расщепляет психику, тогда как любовь
ее цементирует. Ребенок (или взрослый) будет агрессивно «расщеплять» мир, с тем чтобы отвергнуть то,
что он ненавидит, и сохранить то, чего он желает. Постоянное желание ребенка иметь рядом добрую
и наполненную грудь и отвергать опустошенную, назойливую или безучастную грудь. Таким образом,
Клейн постулировала, что первым организатором психики является процесс разделения. Этому
деструктивному, расщепляющему процессу противостоит другой, организующий процесс, который
производит интеграцию и способствует целостности и любви. Клейн заметила, что ребенок,
проявляющий ненависть к своей матери (хотя бы в фантазиях), со временем попытается восполнить тот
ущерб, который, по мнению ребенка, был им нанесен. Типичный пример этого ребенок,
предлагающий любимую игрушку в виде дара, с тем чтобы утешить маму, которой он причинил боль в
своих фантазиях. Тем самым мама, которая в сознании ребенка была расщеплена, сольется в единый
образ, объединяющий в себе хорошее и плохое (Klein, 1975, Vol. I).
«Малышу кажется, что желаемое им в фантазиях действительно имело место; то есть ему кажется,
что он на самом деле разрушил объект своих деструктивных импульсов и продолжает его разрушать,
все это имеет крайне важные последствия для развития его психики» (Klein, 1975, Vol. I, p. 308).
Клейн считала, что эти два процесса являются основополагающими внутри психики. Первый она
назвала параноидно-шизоидным состоянием, поскольку ребенок расщепляет (шизоидное)
грудь на
хорошую и плохую из страха (параноидное).
Второй она назвала депрессивным состоянием, поскольку
после расщепления и «разрушения» матери (в фантазиях) ребенок в состоянии депрессивной
мечтательности представляет себе целостную мать, которая объединяет в себе хорошие и плохие
качества. Эти состояния образуют два полюса психологического функционирования, которые
появляются снова и снова, когда в психику интегрируются новые переживания. Хотя Клейн
критиковали за неуклюжесть этих терминов, нет сомнений, что они описывают реальные переживания,
наблюдаемые у детей и испытываемые взрослыми. Идеи Клейн оказали глубокое влияние на теорию
объектных отношений (object relations theory),
возможно, наиболее популярную область
психоаналитического мышления сегодня. Фундаментом ее теории является идея, что наши отношения к
|