поддержку и регуляцию самоподдержкой и саморегуляцией. Основная идея гештальт-теории состоит в
том, что каждый организм обладает способностью достигать оптимального баланса внутри себя и по
отношению к своему окружению. Регулирующие и поддерживающие себя индивиды осознают
собственную способность выбирать средства удовлетворения потребностей, когда эти потребности
дают о себе знать.
«Нет никакой необходимости сознательно планировать, вызывать или сдерживать позывы
аппетита, сексуальности и так далее... Если оставить их в покое, они спонтанно себя отрегулируют» (F.
Perls, R. Hefferline & P. Goodman in: Stoehr, 1994, p. 44).
Акцентируя внимание на самоподдерживаемой и саморегулируемой природе психологического
благополучия, Перлсы вместе с тем не считали, что человек может существовать в каком бы то ни было
отрыве от своего окружения. В действительности баланс организма предполагает постоянное
взаимодействие со средой. Крайне важно то, чтобы мы могли выбирать, как нам относиться к среде; мы
поддерживаем и регулируем себя потому, что осознаем свою способность определять, как мы
осуществляем самоподдержку и саморегуляцию в мире, который включает в себя, помимо нас, многое
другое.
Психотерапия и работа со снами
Во время работы со своими клиентами Перлсы установили, что их теоретические идеи начинают
отклоняться от фрейдистских концепций. По мере того как они все дальше уходили от Фрейда, их
терапевтическая практика изменялась, и в конце концов они разработали совершенно новый способ
работы со снами и их понимания.
«Устарели не открытия Фрейда, а его философия и практические приемы» (F. Perls, 1969 b, p. 14).
За рамками психоанализа Фрейда
Первая книга Фрица Перлса Ego, Hunger and Aggression («Эго, желание и агрессия) должна была
явиться продолжением трудов Фрейда, а вовсе не предлагать какую-то новую теорию личности.
Разногласия Перлсов с Фрейдом касались главным образом методов психотерапевтического лечения
Фрейда, а не его теоретических толкований.
Сначала новаторство Перлсов выразилось в их отношении к созданной Фрейдом теории
импульсов и либидо. Для них импульсы были не основополагающими влечениями, управляющими
человеческим поведением, а выражением биологических и эмоциональных потребностей. Перлсы
предположили, что психоаналитические методы интерпретации и свободных ассоциаций позволяют
избежать непосредственного опыта и, следовательно, являются нерациональными и зачастую
неэффективными методами самоизучения.
Они также не были согласны с предположением Фрейда, что наиболее важной терапевтической
задачей является высвобождение вытесненного материала, после чего проработка и ассимиляция
последнего может произойти естественным образом. Перлсы полагали, что каждый индивид лишь в
силу своего существования обладает обилием материала, с которым можно работать в терапии.
Труднейшей и важнейшей задачей является сам процесс ассимиляции интегрирование ранее
интроецированных качеств, привычек, установок и моделей поведения.
«Когда я работаю, я уже не Фриц Перлс. Я превращаюсь в ничто становлюсь своего рода
катализатором и наслаждаюсь своей работой. Я забываю о себе и вхожу в ваше состояние. А когда мы
заканчиваем сеанс, я возвращаюсь к аудитории, словно примадонна, ждущая оваций. Я могу работать с
каждым. Но я не могу добиваться успеха в работе с каждым» (F. Perls, 1969 b, p. 228-229).
Роль психотерапевта
Перлсы считали, что психотерапевт является по сути экраном, на котором пациент видит свой
нереализованный потенциал. Терапевт это прежде всего фрустратор. Пациент добивается внимания
и одобрения терапевта. В то же время терапевт должен фрустрировать пациента, отказываясь
|