концепции маскулинного протеста, посчитав ее неудовлетворительной для объяснения мотивации
поведения у обычных, нормальных людей. Взамен он выдвинул более широкое положение, согласно
которому люди стремятся к превосходству, и это состояние полностью отличается от комплекса
превосходства. Таким образом, в его рассуждениях о конечной цели человеческой жизни было три
различных этапа: быть агрессивным, быть могущественным и быть недосягаемым.
В последние годы жизни Адлер пришел к выводу о том, что стремление к превосходству
является фундаментальным законом человеческой жизни; это «нечто, без чего жизнь человека
невозможно представить» (Adler, 1956, р. 104). Эта «великая потребность возвыситься» от минуса до
плюса, от несовершенства до совершенства и от неспособности до способности смело встречать лицом
к лицу жизненные проблемы развита у всех людей. Трудно переоценить значение, которое Адлер
придавал этой движущей силе. Он рассматривал стремление к превосходству (достижение наибольшего
из возможного), как главный мотив в своей теории.
Адлер был убежден в том, что стремление к превосходству является врожденным и что мы
никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь. Тем не менее, это
чувство надо воспитывать и развивать, если мы хотим реализовать свой человеческий потенциал. От
рождения оно присутствует у нас в виде теоретической возможности, а не реальной данности. Каждому
из нас остается лишь осуществить эту возможность своим собственным путем. Адлер полагал, что этот
процесс начинается на пятом году жизни, когда формируется жизненная цель, как фокус нашего
стремления к превосходству. Будучи неясной и в основном неосознанной в начале своего
формирования в детские годы, эта жизненная цель со временем становится источником мотивации,
силой, организующей нашу жизнь и придающей ей смысл.
Адлер предлагал разные дополнительные идеи о природе и действии стремления к
превосходству (Adler, 1964). Во-первых, он рассматривал его как единый фундаментальный мотив, а не
как комбинацию отдельных побуждений. Этот мотив выражается в осознании ребенком того, что он
бессилен и малоценен по сравнению с теми, кто его окружает. Во-вторых, он установил, что это великое
стремление вперед и вверх по своей природе универсально: оно является общим для всех, в норме и
патологии. В-третьих, превосходство как цель может принимать как негативное (деструктивное), так и
позитивное (конструктивное) направление. Негативное направление обнаруживается у людей со слабой
способностью к адаптации, таких, которые борются за превосходство посредством эгоистичного
поведения и озабоченности достижением личной славы за счет других. Хорошо приспосабливающиеся
люди, наоборот, проявляют свое стремление к превосходству в позитивном направлении, так, чтобы оно
соотносилось с благополучием других людей. В-четвертых, утверждал Адлер, стремление к
превосходству сопряжено с большими энергетическими тратами и усилиями. В результате влияния этой
силы, сообщающей жизни энергию, уровень напряжения у индивидуума скорее растет, чем снижается.
И, в-пятых, стремление к превосходству проявляется как на уровне индивидуума, так и на уровне
общества. Мы стремимся стать совершенными не только как индивидуумы или члены общества мы
стремимся совершенствовать саму культуру нашего общества. В отличие от Фрейда, Адлер
рассматривал индивидуума и общество обязательно в гармонии друг с другом.
Итак, Адлер описывал людей живущими в согласии с внешним миром, но постоянно
стремящимися его улучшить. Однако гипотеза, согласно которой у человечества есть только одна
конечная цель развивать свою культуру ничего не говорит нам о том, каким образом мы, как
индивидуумы, пытаемся достичь данной цели. Эту проблему Адлер разрешал при помощи своей
концепции стиля жизни.
Стиль жизни
Стиль жизни, в первоначальном варианте «жизненный план», или «путеводный образ»,
представляет собой наиболее характерную особенность динамической теории личности Адлера. В этой
концепции, по существу идеографической, представлен уникальный для индивидуума способ адаптации
к жизни, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения.
Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и
привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования
индивидуума.
Как проявляется в действии стиль жизни индивидуума? Для ответа на этот вопрос мы должны
ненадолго вернуться к понятиям неполноценности и компенсации, поскольку именно они лежат в
основе наших стилей жизни. Адлер пришел к выводу, что в детстве мы все чувствуем себя
|