неполноценными или в воображении, или в реальности, и это побуждает нас каким-то образом
компенсироваться. Например, ребенок с плохой координацией может сосредоточить свои
компенсаторные усилия на выработке выдающихся атлетических качеств. Его поведение, направляемое
осознанием своих физических ограничений, становится, в свою очередь, стилем его жизни
комплексом поведенческой активности, направленной на преодоление неполноценности. Итак, стиль
жизни основан на наших усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности и, благодаря
этому, упрочивающих чувство превосходства.
С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти
лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменениям. Конечно, люди продолжают
находить новые способы выражения своего индивидуального жизненного стиля, но это, в сущности,
является только совершенствованием и развитием основной структуры, заложенной в раннем детстве.
Сформированный таким образом стиль жизни сохраняется и становится главным стержнем поведения в
будущем. Другими словами, все, что мы делаем, формируется и направляется нашим, единственным в
своем роде, стилем жизни. От него зависит, каким сторонам своей жизни и окружения мы будем
уделять внимание, а какие будем игнорировать. Все наши психические процессы (например,
восприятие, мышление и чувства) организованы в единое целое и приобретают значение в контексте
нашего стиля жизни. Представим в качестве примера женщину, стремящуюся к превосходству путем
расширения своих интеллектуальных возможностей. С позиции теории Адлера, ее стиль жизни
предсказуемо предполагает сидячий образ жизни. Основной акцент она сделает на интенсивное чтение,
изучение, размышления то есть на все, что может послужить цели повышения ее интеллектуальной
компетентности. Она может распланировать свой распорядок дня с точностью до минут отдых и
хобби, общение с семьей, друзьями и знакомыми, общественная активность опять-таки в
соответствии со своей основной целью. Другой человек, напротив, работает над своим физическим
совершенствованием и структурирует жизнь таким образом, чтобы цель стала достижимой. Все, что он
делает, нацелено на достижение превосходства в физическом плане. Очевидно, что в теории Адлера все
аспекты поведения человека вытекают из его стиля жизни. Интеллектуал запоминает, размышляет,
рассуждает, чувствует и действует совсем не так, как атлет, поскольку оба они представляют собой
психологически противоположные типы, если говорить о них в терминах соответствующих стилей
жизни.
Типы личности: установки, связанные со стилями жизни. Адлер напоминает, что
постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни. Наша основная
ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни. Он отмечал, что
истинная форма нашего стиля жизни может быть распознана только при условии знания, какие пути и
способы мы используем для решения жизненных проблем. Каждый человек неизбежно сталкивается с
тремя глобальными проблемами: работа, дружба и любовь. С точки зрения Адлера, ни одна из этих
задач не стоит особняком они всегда взаимосвязаны, и их решение зависит от нашего стиля жизни:
«Решение одной помогает приблизиться к решению других; и действительно, мы можем сказать, что
они представляют собой разные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы
необходимости для живых существ сохранять жизнь и продолжать жить в том окружении, которое у
них есть» (Adler, 1956, р. 133).
Поскольку у каждого человека стиль жизни неповторим, выделение личностных типов по этому
критерию возможно только в результате грубого обобщения. Придерживаясь этого мнения, Адлер
весьма неохотно предложил типологию установок, обусловленных стилями жизни (Dreikurs, 1950). В
этой классификации типы выделяются на основании того, как решаются три главные жизненные задачи.
Сама классификация построена по принципу двухмерной схемы, где одно измерение представлено
«социальным интересом», а другое «степенью активности». Социальный интерес представляет собой
чувство эмпатии ко всем людям; проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего
успеха, чем для личных выгод. В теории Адлера социальный интерес выступает основным критерием
психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес. Степень
активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем. Понятие
«степень активности» совпадает по значению с современными понятиями «возбуждение», или «уровень
энергии». Как считал Адлер, каждый человек имеет определенный энергетический уровень, в границах
которого он ведет наступление на свои жизненные проблемы. Данный уровень энергии или активности
обычно устанавливается в детстве; он может варьировать у разных людей от вялости, апатичности до
постоянной неистовой активности. Степень активности играет конструктивную или деструктивную
роль только в сочетании с социальным интересом.
|