Navigation bar
  Print document Start Previous page
 112 of 402 
Next page End  

неполноценными или в воображении, или в реальности, и это побуждает нас каким-то образом
компенсироваться. Например, ребенок с плохой координацией может сосредоточить свои
компенсаторные усилия на выработке выдающихся атлетических качеств. Его поведение, направляемое
осознанием своих физических ограничений, становится, в свою очередь, стилем его жизни —
комплексом поведенческой активности, направленной на преодоление неполноценности. Итак, стиль
жизни основан на наших усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности и, благодаря
этому, упрочивающих чувство превосходства.
С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти
лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменениям. Конечно, люди продолжают
находить новые способы выражения своего индивидуального жизненного стиля, но это, в сущности,
является только совершенствованием и развитием основной структуры, заложенной в раннем детстве.
Сформированный таким образом стиль жизни сохраняется и становится главным стержнем поведения в
будущем. Другими словами, все, что мы делаем, формируется и направляется нашим, единственным в
своем роде, стилем жизни. От него зависит, каким сторонам своей жизни и окружения мы будем
уделять внимание, а какие будем игнорировать. Все наши психические процессы (например,
восприятие, мышление и чувства) организованы в единое целое и приобретают значение в контексте
нашего стиля жизни. Представим в качестве примера женщину, стремящуюся к превосходству путем
расширения своих интеллектуальных возможностей. С позиции теории Адлера, ее стиль жизни
предсказуемо предполагает сидячий образ жизни. Основной акцент она сделает на интенсивное чтение,
изучение, размышления — то есть на все, что может послужить цели повышения ее интеллектуальной
компетентности. Она может распланировать свой распорядок дня с точностью до минут — отдых и
хобби, общение с семьей, друзьями и знакомыми, общественная активность — опять-таки в
соответствии со своей основной целью. Другой человек, напротив, работает над своим физическим
совершенствованием и структурирует жизнь таким образом, чтобы цель стала достижимой. Все, что он
делает, нацелено на достижение превосходства в физическом плане. Очевидно, что в теории Адлера все
аспекты поведения человека вытекают из его стиля жизни. Интеллектуал запоминает, размышляет,
рассуждает, чувствует и действует совсем не так, как атлет, поскольку оба они представляют собой
психологически противоположные типы, если говорить о них в терминах соответствующих стилей
жизни.
Типы личности: установки, связанные со стилями жизни. Адлер напоминает, что
постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни. Наша основная
ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни. Он отмечал, что
истинная форма нашего стиля жизни может быть распознана только при условии знания, какие пути и
способы мы используем для решения жизненных проблем. Каждый человек неизбежно сталкивается с
тремя глобальными проблемами: работа, дружба и любовь. С точки зрения Адлера, ни одна из этих
задач не стоит особняком — они всегда взаимосвязаны, и их решение зависит от нашего стиля жизни:
«Решение одной помогает приблизиться к решению других; и действительно, мы можем сказать, что
они представляют собой разные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы —
необходимости для живых существ сохранять жизнь и продолжать жить в том окружении, которое у
них есть» (Adler, 1956, р. 133).
Поскольку у каждого человека стиль жизни неповторим, выделение личностных типов по этому
критерию возможно только в результате грубого обобщения. Придерживаясь этого мнения, Адлер
весьма неохотно предложил типологию установок, обусловленных стилями жизни (Dreikurs, 1950). В
этой классификации типы выделяются на основании того, как решаются три главные жизненные задачи.
Сама классификация построена по принципу двухмерной схемы, где одно измерение представлено
«социальным интересом», а другое — «степенью активности». Социальный интерес представляет собой
чувство эмпатии ко всем людям; проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего
успеха, чем для личных выгод. В теории Адлера социальный интерес выступает основным критерием
психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес. Степень
активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем. Понятие
«степень активности» совпадает по значению с современными понятиями «возбуждение», или «уровень
энергии». Как считал Адлер, каждый человек имеет определенный энергетический уровень, в границах
которого он ведет наступление на свои жизненные проблемы. Данный уровень энергии или активности
обычно устанавливается в детстве; он может варьировать у разных людей от вялости, апатичности до
постоянной неистовой активности. Степень активности играет конструктивную или деструктивную
роль только в сочетании с социальным интересом.
Hosted by uCoz