Первые три адлеровских типа установок, сопутствующих стилям жизни, это управление,
получение и избегание. Для каждой из них характерна недостаточная выраженность социального
интереса, но они различаются по степени активности. У четвертого типа, социально-полезного,
присутствуют и высокий социальный интерес, и высокая степень активности. Адлер напоминает нам,
что ни одна типология, какой бы хитроумной они ни была или ни казалась, не может точно описать
стремление личности к превосходству, совершенству и целостности. Тем не менее, описание этих
установок, сопутствующих стилям жизни, в некоторой степени облегчит понимание поведения человека
с позиции теории Адлера.
Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным
интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их
поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства
над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной,
антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы два примера людей, относящихся к
управляющему типу по Адлеру.
Берущий тип. Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему
миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет
социального интереса. Их основная забота в жизни получить от других как можно больше. Однако,
так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причинят страдания
другим.
Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни
активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи,
чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от
решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и
поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.
Социально-полезный тип. Этот тип человека воплощение зрелости в системе взглядов
Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности.
Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и
заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи работу, дружбу
и любовь как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение
этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в
благоденствие других людей.
В двухмерной теории установок, сопутствующих стилям жизни, отсутствует одна возможная
комбинация; высокий социальный интерес и низкая активность. Однако невозможно иметь высокий
социальный интерес и не обладать высокой активностью. Иными словами, индивидуумам, имеющим
высокий социальный интерес, приходится делать что-то, что принесет пользу другим людям.
Социальный интерес
Еще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера это
социальный интерес. Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что
мы, люди, являемся социальными созданиями, и если мы хотим глубже понять себя, то должны
рассматривать наши отношения с другими людьми и, еще более широко, социально-культурный
контекст, в котором мы живем. Но даже в большей степени данная концепция отражает
принципиальные, хотя и постепенные изменения во взглядах Адлера на то, что же представляет собой
огромная направляющая сила, лежащая в основе всех человеческих стремлений.
В самом начале своего научного пути Адлер полагал, что люди мотивированы ненасытной
жаждой личной власти и потребностью доминировать над другими. В частности, он считал, что людей
толкает вперед потребность преодолевать глубоко укоренившееся чувство неполноценности и
стремление к превосходству. Эти взгляды встретили широкий протест. Действительно, Адлера много
критиковали за то, что он делает упор на эгоистических мотивах, игнорируя социальные. Многие
критики считали, что позиция Адлера в вопросе мотивации представляет собой не более, чем
замаскированную версию доктрины Дарвина о том, что выживает сильнейший. Однако позднее, когда
теоретическая система Адлера получила дальнейшее развитие, в ней было учтено, что люди в
значительной степени мотивированы социальными побуждениями. А именно, людей побуждает к тем
или иным действиям врожденный социальный инстинкт, который заставляет их отказываться от
эгоистичных целей ради целей сообщества. Суть этого взгляда, нашедшего свое выражение в
|