концепции социального интереса, состоит в том, что люди подчиняют свои личные потребности делу
социальной пользы. Выражение «социальный интерес» происходит от немецкого неологизма
Gemeinschaftsgefuhl термина, значение которого невозможно полностью передать на другом языке
одним словом или фразой. Это означает что-то вроде «социального чувства», «чувства общности» или
«чувства солидарности». Оно также включает в себя значение членства в человеческом сообществе, то
есть чувство идентификации с человечеством и сходства с каждым представителем человеческой расы.
Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Поскольку
каждый человек обладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей
природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям,
социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он
воспитуем и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке.
Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди прежде всего мать, а
затем остальные члены семьи способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с
которой является первым в жизни ребенка и оказывает на него наибольшее влияние, прилагает
огромные усилия к развитию социального интереса. По сути, Адлер рассматривает материнский вклад в
воспитание как двойной труд: поощрение формирования зрелого социального интереса и помощь в
направлении его за пределы сферы материнского влияния. Обе функции осуществлять нелегко, и на них
всегда в той или иной степени влияет то, как ребенок объясняет поведение матери.
<Добровольная помощь в обеспечении питанием нуждающихся одно из реальных проявлений
социального интереса.>
Так как социальный интерес возникает в отношениях ребенка с матерью, ее задача состоит в том,
чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и
товарищеских отношений качеств, которые Адлер считал тесно переплетенными. В идеале мать
проявляет истинную любовь к своему ребенку любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не
на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о
людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к
мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает
благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые
люди, а не только члены семьи.
Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут также и
подавлять у ребенка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена
исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других
людей. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети
будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их
социального интереса останутся нереализованными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство,
что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к
сотрудничеству.
Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка
социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене,
работе и обществу. Вдобавок к этому, его сформированный социальный интерес должен проявляться в
отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и
принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок:
эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые
последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель
достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе.
Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже
научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство.
Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства
оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов
для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои
чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный
интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если
между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре
в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют
отсутствие взаимной любви.
Социальный интерес как показатель психического здоровья. Согласно Адлеру,
|