выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровья
индивидуума. Он ссылался на него, как на «барометр нормальности» показатель, который можно
использовать при оценке качества жизни человека. То есть, с позиции Адлера, наши жизни ценны
только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей.
Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству
социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. Хотя они понимают,
что не все в этом мире правильно устроено, они берут на себя задачу улучшения участи человечества.
Короче говоря, они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не
посвятят ее своим современникам и даже тем, кто еще не родился.
У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Как мы
увидим далее, они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет
социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение они поглощены
своими интересами и самозащитой.
Творческое «Я»
Ранее мы отмечали, что фундамент стиля жизни закладывается в детские годы. По убеждению
Адлера, стиль жизни настолько прочно кристаллизуется к пяти годам жизни ребенка, что потом он
продвигается в этом же направлении всю жизнь. При односторонней интерпретации может показаться,
что данное понимание формирования стиля жизни указывает на столь же сильный детерминизм в
рассуждениях Адлера, как и у Фрейда. Фактически, оба они подчеркивали важность раннего опыта в
формировании личности взрослого. Но, в отличие от Фрейда, Адлер понимал, что в поведении
взрослого не просто оживают ранние переживания, а скорее имеет место проявление особенностей его
личности, которая сформировалась в первые годы жизни. Более того, понятие стиля жизни не столь
механистично, как могло бы показаться, особенно когда мы обращаемся к концепции творческого «Я»,
входящей в систему взглядов Адлера.
Концепция творческого «Я» является самым главным конструктом адлеровской теории, его
высшим достижением как персонолога. Когда он открыл и ввел в свою систему этот конструкт, все
остальные концепции заняли по отношению к нему подчиненное положение. В нем воплотился
активный принцип человеческой жизни; то, что придает ей значимость. Именно это искал Адлер. Он
утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Иными
словами, каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. В
конечном счете, сами люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая
сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует
развитию социального интереса. Та же самая творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии и
сны. Она делает каждого человека свободным (самоопределяющимся) индивидуумом.
Предполагая существование творческой силы, Адлер не отрицал влияния наследственности и
окружения на формирование личности. Каждый ребенок рождается с уникальными генетическими
возможностями, и он очень скоро приобретает свой уникальный социальный опыт. Однако люди это
нечто большее, чем просто результаты действия наследственности и окружающей среды. Люди
являются созидательными существами, которые не только реагируют на свое окружение, но и
воздействуют на него, а также получают от него ответные реакции. Человек использует
наследственность и окружение как строительный материал для формирования здания личности, однако
в архитектурном решении отражается его собственный стиль. Поэтому в конечном счете только сам
человек ответственен за свой стиль жизни и установки по отношению к миру.
Где истоки творческой силы человека? Что побуждает ее развиваться? Адлер не полностью
ответил на эти вопросы. Лучшим ответом на первый вопрос скорее всего будет следующий: творческая
сила человека представляет собой результат долгой истории эволюции. Люди обладают творческой
силой, потому что они являются людьми. Мы знаем, что творческие способности расцветают в раннем
детстве, и это сопутствует развитию социального интереса, но почему именно и как он развивается,
пока остается без объяснений. Тем не менее, их присутствие дает нам возможность создавать наш
собственный уникальный стиль жизни, исходя из способностей и возможностей, данных
наследственностью и окружением. В адлеровской концепции творческого «Я» отчетливо звучит его
убежденность в том, что люди являются хозяевами своей собственной судьбы.
Порядок рождения
|