Navigation bar
  Print document Start Previous page
 120 of 402 
Next page End  

личность неполноценности органа (позитивное или негативное) зависит от того, как люди реагируют на
конституциональные ограничения. Более того, поскольку Адлер признавал значение влияния
окружающей среды (например, порядок рождения) на склад личности, решающим является то, как
человек воспринимает это влияние и как на него реагирует. Поэтому позицию Адлера в отношении
конституционализма—инвайронментализма лучше всего охарактеризовать как промежуточное
положение на этом континууме, потому что, в силу превалирующего значения творческого «Я» в
формировании личности, ни конституция, ни окружение, похоже, не наделены очень большим
влиянием в его теории.
Изменяемость—неизменность. При том, что позиции Фрейда и Адлера по многим исходным
положениям категорически не совпадали, ученые сходились во взглядах по вопросу о неизменности.
Как и Фрейд, Адлер настаивал на том, что личность человека формируется именно в первые пять лет
жизни и что она существенно не меняется или меняется очень незначительно по прошествии этих пяти
созидательных лет. Однако положение неизменности в теории Адлера раскрывается иначе, чем у
Фрейда.
Ключ к раскрытию этого положения в теории Адлера мы находим в его концепции стиля жизни.
Основы стиля жизни закладываются в ранних ощущениях собственной неполноценности и в
компенсации. Стиль жизни формируется примерно к пяти годам и далее влияет на все аспекты
поведения человека. Именно благодаря стилю жизни люди до конца своих дней борются за
превосходство и постоянно стремятся к достижению фиктивных целей, сформированных в раннем
детстве. И несмотря на то, что стиль жизни может заявлять о себе в разные периоды по-разному, он, по
существу, не меняется на протяжении жизни. Таким образом, принятие Адлером положения
неизменности не подлежит сомнению.
Субъективностьобъективность. Адлер полностью разделял положение субъективности.
Начиная с принципа «индивидуальной субъективности», положенного в основу его теории,
субъективность совершенно очевидно просматривается практически в каждой основной концепции
индивидуальной психологии. Например, объективная позиция ребенка в семье не имеет такого значения
для формирования структуры личности, как субъективный смысл,
который ребенок вкладывает в
ситуацию, создавшуюся в связи с порядковым номером его рождения. Также и социальный интерес
вначале проявляется скорее как функция от того, как ребенок объясняет для себя поведение матери, чем
как ответ на объективный характер этого поведения. Субъективность также отчетливо видна в
концепции фикционного финализма. По Адлеру, стиль жизни целиком основан на неотступном
следовании индивидуума субъективной фиктивной цели, представленной в таком виде, как он
воспринимает ее в настоящем.
Адлер использовал термин «схема апперцепции»
[Апперцепция
зависимость восприятия от
прошлого опыта и индивидуальных особенностей человека. (Прим. перев.)] для описания процесса,
посредством которого каждый из нас интерпретирует события своей жизни (Adler, 1956). Согласно
Адлеру, до того как объективные события начнут как-то влиять на личность или поведение, они сначала
преобразуются под опосредующим влиянием психологического метаболизма этой субъективной схемы.
«Мы предположили и сочли верным, что концептуальный мир как таковой является субъективным в
своем устройстве... Все, что мы воспринимаем, исключительно субъективно» (Adler, 1956, р. 83). Таким
образом, интерпретация составляет основной принцип в восприятии мира человеком. Совершенно
очевидно, что Адлер исходил из положения субъективности в отношении природы человека.
Проактивность—реактивность. Как отмечалось выше, основное теоретическое положение
индивидуальной психологии касается того, что «жизнь человека представляет собой динамическое
стремление к превосходству». В этом стремлении мы усматриваем подтверждение абсолютной
приверженности Адлера положению проактивности. В его теории причинность поведения всегда
находится внутри индивидуума, особенно в упорном, нацеленном на будущее и всепоглощающем
стремлении к превосходству и совершенству. В действительности Адлер постулирует существование
только одной проактивной и динамической силы, лежащей в основе всей человеческой активности —
поиск совершенства в жизни. Укоренившееся в субъективных переживаниях собственной
неполноценности в младенчестве и в детстве, это вездесущее сильное желание направлено на
достижение фиктивной цели, поставленной самим индивидуумом; вся жизненная активность
выстраивается вокруг нее. Личность в теории Адлера не просто реагирует на внешние стимулы из
окружающей среды: она описана исключительно в терминах стремления, созданного собственным «Я»
и ориентированного в будущее.
Гомеостаз—гетеростаз. Чтобы оценить позицию Адлера по этому положению, стоит привести
Hosted by uCoz