одну короткую цитату: «Движение от минуса к плюсу бесконечно. Стремление снизу вверх никогда не
прекратится» (Adler, 1930, р. 398). Совершенно очевидно, что этого не мог сказать теоретик, преданный
идее гомеостаза тот, кто считает, что людей побуждает к действиям необходимость снимать
напряжение и сохранять состояние внутреннего равновесия. В приведенном
высказывании ясно
угадывается идея увеличения напряжения за счет постоянного стремления двигаться «от минуса к
плюсу» и «снизу вверх».
То, что Адлер строго придерживался положения гетеростаза, видно из его формулировки
основного жизненного мотива концепции стремления к превосходству. В этом бесконечном
стремлении люди не снимают напряжения, они генерируют его для продолжения борьбы за достижение
своих фиктивных целей. Однако версия гетеростаза Адлера в чем-то отлична от тех, с которыми мы
сталкиваемся в современной гуманистической и феноменологической психологии. В их понимании
гетеростаз предстает в виде самореализации личности (то есть постоянного движения в направлении
актуализации ее потенциальных возможностей). Как правило, эти потенциальные возможности
считаются врожденными, а человек просто следует по пути развития, чтобы их реализовать. В
адлеровской трактовке гетеростаза люди рассматриваются как постоянно стремящиеся к превосходству
и конечной фиктивной цели. Это создает ощущение, что люди скорее наилучшим образом выполняют
свою субъективную жизненную миссию, чем просто реализуют все свои возможности. Таким образом,
можно утверждать, что в теории Адлера люди растут как личности в направлении, противоположном
своим первоначальным склонностям и потенциям в той степени, в какой их стремление к
превосходству, стиль жизни и фиктивные цели коренятся в более раннем чувстве неполноценности. Тем
не менее, с точки зрения индивидуальной психологии, люди развиваются, продвигаются вперед и
продуцируют усиление напряжения что доказывает сильную приверженность Адлера положению
гетеростаза.
Познаваемостьнепознаваемость. Мы упоминали, что на Адлера оказала сильное влияние
книга Вайингера «Философия возможного». Изложенная в ней философия, вскоре ставшая и
философией Адлера, носит название идеалистический позитивизм. Исходя из наших целей, этот термин
легче всего понять, если иметь в виду, что воображаемые конструкты (например, «фикции»), даже
находясь в противоречии с реальностью, имеют огромную практическую ценность и необходимы для
человеческой жизни (Adler, 1956). Иначе говоря, в жизни имеет значение не то, что абсолютно верно
или может оказаться таковым (да и кто это знает?), а то, что мы считаем абсолютно верным. В том, что
касается вопроса о познаваемостинепознаваемости, эта философская доктрина представляется
настолько же применимой к психологической науке, насколько и к людям. То есть искать «абсолютную
правду» о природе человека нет смысла психологической науке лучше развивать теоретические
концепции («персонологические фикции»), практичные и полезные для людей, пытающихся понять
себя и свои жизненные обстоятельства.
Именно это делал Адлер, создавая свою теорию. И если смотреть с этой точки зрения, то
адресованность первой книги Адлера «Постижение человеческой природы» (1927b) широкому кругу
читателей может быть и не случайна. Таким образом, в кажущейся простоте и прагматизме многих
концепций Адлера (что само по себе не противоречит признанию загадочности природы человека)
находит свое выражение его убежденность в том, что
это лучшее, что может сделать
психологическая наука для описания человека. По
словам самого Адлера, его научная теория не
ответила и не могла бы ответить на все вопросы: «Должен признать, те, кто находят следы метафизики
в индивидуальной психологии, правы... Как ни называть ее спекуляцией или трансцендентализмом,
не существует такой науки,
которая не вторгалась бы в сферу метафизики» (Adler, 1956, р. 142). Зная
его философские взгляды, мы можем точно сказать, что Адлер стоял на позиции непознаваемости.
Теперь перейдем к вопросу об эмпирической проверке положений индивидуальной психологии.
Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии
Систематических и планомерных попыток проверки эмпирической валидности концепций
Адлера практически не предпринималось. Нехватка экспериментальных исследований может быть
объяснена двумя основными причинами.
Во-первых, многие концепции Адлера по своей сути глобальны в них недостает четких
рабочих определений, необходимых для того, чтобы теорию можно было проверить. Это особенно
справедливо для таких понятий, как социальный интерес, фикционный финализм, творческое «Я» и
|