предрасположенностью к неврозу: «Следует помнить, что именно экзогенная ситуация подносит спичку
к огню» (Adler, 1944, р. 4). В подобных обстоятельствах творческое «Я» чрезвычайно усиливается,
чтобы защитить находящуюся под угрозой самооценку, а также для того, чтобы найти правдоподобные
извинения в оправдание своей слабости. Индивидуум может начать самонадеянно верить в то, что он
превосходит остальных, и действовать соответственно этому убеждению. Аналогично, индивидуум
может стремиться к превосходству и принижать других.
В случае с Гвен экзогенным фактором явилось поступление в университет, отдаленность от
родительского дома и связанные с этим требования действовать независимо (как не избалованному
человеку) в достижении целей, связанных с учебой. Эгоцентричный стиль жизни Гвен оказался под
угрозой: ей необходимо было заставить вести себя в соответствии с общественными требованиями в
условиях обучения. Это особенно ярко проявлялось тогда, когда она посещала семинары, то есть в
ситуации, вызывавшей у нее значительное беспокойство и дискомфорт.
Лечение неврозов
Подход Адлера к лечению неврозов логически вытекает из его клинической концепции природы
неврозов. Если невротические симптомы являются продуктом ошибочного стиля жизни пациента и
недостаточно развитого социального интереса, то целью терапии будет коррекция этих ошибок, а также
развитие социального интереса. Короче говоря, цели терапии по Адлеру троякие: 1) выявление
ошибочных суждений о себе и других, 2) устранение ложных целей и 3) формирование новых
жизненных целей, которые помогут реализовать личностный потенциал.
Вместе
с тем, Адлер
напоминал, что эти терапевтические цели лучше всего достигаются через понимание пациента,
повышение его уровня понимания себя и укрепление его социального интереса.
Понимание пациента. Согласно Адлеру, если терапевт намерен помочь пациенту достичь более
глубокого понимания себя, он должен прежде всего достичь необходимого для дальнейшей работы
понимания фиктивных целей пациента и его стиля жизни. Например, к чему стремится Гвен? Каковы ее
эгоцентрические фиктивные цели, и как все это соотносится с ее переживаниями в настоящее время? По
Адлеру, лучшее понимание пациента достигается при обсуждении с ним таких тем, как воспоминания
раннего детства, порядковая позиция в семье, заболевания, перенесенные в детстве, содержание
сновидений, а также экзогенный фактор, спровоцировавший начало невроза. Анализируя детские
воспоминания, Адлер мог бы попросить Гвен вспомнить о самом раннем детстве. Затем он сравнил бы
эти воспоминания со сходными по значению, уже известными от Гвен, относящимися к недавним
жизненным событиям. Это дало бы ему возможность найти общие темы или цели, которые направляют
ее поведение (зачастую неосознанно). Предположим, Гвен вспомнила такой эпизод из своего раннего
детства:
«Однажды мама подарила мне на день рождения головоломку. Весь вечер, как ни старалась, я не
могла ее собрать, даже после того как некоторые из моих гостей при мне ее складывали. Когда мама
вышла из комнаты, кто-то из детей начал смеяться надо мной, потому что я такая глупая. Когда мама
возвратилась, она объяснила мне головоломку. Она всегда так делала, она ведь учитель математики.»
Эти воспоминания, независимо от того, насколько они точны, можно считать ценным ключом к
разгадке особенности стиля жизни Гвен и связанных с ним целей собственного превосходства.
Пытаясь понять личность пациента, Адлер (Adler, 1956) использовал и такие средства анализа,
как эмпатия, интуиция и предположения. Он полагал, что с помощью эмпатии (способность ставить
себя на место пациента) можно достигать необходимого уровня интуитивного понимания ошибочного
плана жизни пациента. Если картина все-таки не прояснялась, Адлер прибегал к предположениям,
выдвигал гипотезы о причинах поведения пациента, которые можно по ходу анализа уточнять и
сопоставлять с последующим наблюдаемым поведением. Большое значение он придавал и экспрессии
пациента, его выразительному поведению (например, язык тела, выражение лица, походка, поза, жесты)
и симптомам. Так же, как и Фрейд, Адлер обращал внимание на каждую грань поведения пациента, и
мало что оставалось незамеченным.
Применение вышеперечисленных методов может привести к пониманию ошибочного стиля
жизни Гвен. Скажем, может оказаться так, что она стремится к фиктивной цели полного
интеллектуального превосходства над другими в какой-то области (например, в математике). Она будет
на символическом уровне решать все новые и новые головоломки, и никто никогда не посмеет снова
над ней посмеяться! Она даже сможет отплатить матери той же монетой, превзойдя ее в математике.
«Ошибочный» стиль жизни, как у Гвен, на бессознательном уровне довольно легко компонуется вокруг
|