подобных фиктивных целей.
Углубление самопонимания пациента. Для того, чтобы лечение продвигалось успешно,
недостаточно одного лишь понимания терапевтом ошибочного плана
жизни пациента. Последний
должен прийти к определенному уровню понимания и принятия того, что он осознал. Иначе говоря,
пациент должен достичь инсайта о происхождении своих ложных целей, стиля жизни и обусловленных
ими невротических симптомов. Так, Гвен необходимо осознать свою фиктивную цель
интеллектуального превосходства и тот невротический стиль жизни, который выработался у нее на
основе этой цели; также она должна осознать, что цена всему этому саморазрушение. В конце концов
она должна понять, что психическое здоровье требует настроя на сотрудничество с другими и
готовности содействовать развитию общества.
Адлер отчетливо понимал, как следует подводить пациента к лучшему пониманию себя: «Я
обнаружил, что единственно верный путь прослеживать невротическую линию поведения пациента
во всех его чувствах и мыслях, раскрывать ее и одновременно ненавязчиво учить пациента делать то же
самое» (Adler, 1956, р. 334). Последователи Адлера, не торопя и не задевая пациентов, последовательно
подводили их к тому этапу терапии, когда они сами хотели выслушать и понять, в чем состоит
ошибочность стиля их жизни. Как заметил выдающийся терапевт адлеровской школы Рудольф
Дрейкурс (Dreikurs, 1971), такт и избегание догматических утверждений являются в этом процессе
решающими. Поэтому, пытаясь найти объяснение тому или иному явлению, терапевт должен
употреблять выражения, подобные следующим: «Могу я сказать, что..?» или «Могло быть так, что..?» К
тому же терапевт должен давать пациенту четкие объяснения. Тогда «пациент быстро осознает и
понимает смысл своих собственных переживаний» (Adler, 1956, р. 335). Можно предположить, что,
однажды раскрыв для себя свои ошибочные цели эгоцентрического превосходства и достигнув ясного
понимания того, что болезненные симптомы являются следствием невротического стиля жизни, Гвен
переориентируется на более социально-конструктивный стиль жизни. Ей нужно будет последовательно
преобразовывать свое восприятие и понимание происходящего, начать по-другому взаимодействовать с
окружающими (например, воспринимать других иначе, чем с оценкой их интеллектуального
недоразвития), отбросить свое высокомерие и отчужденность в межличностных отношениях. Надо
отметить, что Адлер постоянно подчеркивал: в процессе терапии не терапевт, а прежде всего пациент
несет ответственность за успешный результат терапии.
Усиление социального интереса. Развитие социального интереса Адлер рассматривал как
главную цель терапии: «Все мои усилия направлены на повышение социального интереса пациента. Я
знаю, что истинная причина этого заболевания заключается в низкой способности к согласованному
взаимодействию с другими, и я хочу, чтобы пациент понял это. Как только он начнет общаться и
сотрудничать с другими на равной основе, он излечен» (Adler, 1956, р. 347). Из этой цитаты видно, что
адлеровская терапия представляет собой упражнения в сотрудничестве. Задача терапевта здесь
заключается в том, чтобы обучить пациента такому межличностному контакту с окружающими,
который способствует перенесению пробудившихся социальных чувств пациента на других людей.
Этого терапевты добиваются, поощряя проявления социального сотрудничества у пациента, а также
добиваясь ослабления его чувства превосходства при одновременном росте социального интереса.
Осуществляя терапевтическую задачу развивать у пациента социальное чувство терапевт
адлеровской школы как бы с запозданием берет на себя материнскую роль. По мере повышения уровня
социального интереса в ходе лечения эгоистические цели пациента заменяются полезными жизненным
целями. Он становится увереннее и смелее, начинает жить без проявлений психологической защиты
(невротических симптомов), служащих оправданием ошибочного стиля жизни.
Усиление социального интереса представляет собой род переориентации и перевоспитания
пациента, то есть тех процессов, реализацию которых ученики Адлера рассматривали как наиболее
важный этап в терапии (Ansbacher, 1977). Того, что Гвен просто осознает свой невротических стиль
жизни, явно недостаточно она должна предпринять усилия для его изменения. Она должна прийти к
пониманию того, что в ее план жизни больше не входит достижение безоговорочного
интеллектуального превосходства над другими. Она должна принять свое место в обществе, увидеть и
выбрать для себя социально полезные цели, а также научиться неуклонно достигать этих целей. И тогда
на смену «ошибочному» придет более здоровый стиль жизни, и исчезнут невротические симптомы.
Теперь обратимся к другому последователю Фрейда. Здесь перед нами пример того, как
освобождение от влияния ортодоксальной психодинамической теории привело к поразительно
отличному подходу к личности. Мы продолжим наше обсуждение результатов пересмотра
психоанализа концепцией Карла Густава Юнга, которого многие считают одним из самых выдающихся
|