персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную
сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной
жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает слишком большое
значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и
отчужденным от истинного эмоционального опыта.
В противоположность той роли, которую выполняет в нашем приспособлении к окружающему
миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности.
Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные
мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник
жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция
эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону
нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто
выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.
В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врожденной андрогинной
природы людей. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную
женскую сторону, в то время как анимус внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная
мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что
в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как
считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как
результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, по крайней мере до
некоторой степени, «феминизировались» в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а
для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие
архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось
развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои
феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества,
так же как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится
односторонний рост и функционирование личности.
Самость наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину
личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута
интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в
понимании Юнга развитие самости это главная цель человеческой жизни. К процессу
самореализации мы вернемся позже, когда будем рассматривать юнговскую концепцию индивидуации.
Основным символом архетипа самости является мандала и ее многочисленные разновидности
(абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство «Я», символически
выраженные в завершенности фигур вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в
религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей
стремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души
сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь
невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип
самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души,
сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого «Я» требует постоянства,
настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.
Эго-направленность
Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные
направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия (Jung, 1921/1971). Согласно
теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно
становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему
миру другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает
отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт,
напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан,
стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом.
Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует.
Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как
ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной. Результатом
|