Navigation bar
  Print document Start Previous page
 131 of 402 
Next page End  

предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся
результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном
бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в
структуре мозга каждого индивидуума» (Campbell, 1971). Таким образом, содержание коллективного
бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно
отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений
между Юнгом и Фрейдом.
Архетипы. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных
первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей») (Jung,
1968).
[Архетип (греч. ?????????
от «????» — «начало» и «?????»
— «образ») — в позднеантичной
философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. (Прим. ред.)] Архетипы — врожденные
идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на
события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а
скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем
поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или
событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и
поведенчески на конкретные ситуации —, например, при неожиданном столкновении с родителями,
любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.
В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество
Солнца, плут, Бог и смерть (табл. 4-2).
Таблица 4-2. Примеры архетипов, описанных Юнгом
Архетип
Определение
Символы
Анима
Бессознательная женская сторона личности мужчины
Женщина, Дева
Мария, Мона Лиза
Анимус
Бессознательная мужская сторона личности женщины
Мужчина, Иисус
Христос, Дон Жуан
Персона
Социальная роль человека, проистекающая из общественных
ожиданий и обучения в раннем возрасте
Маска
Тень
Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво
утверждает в сознании
Сатана, Гитлер,
Хуссейн
Самость
Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр
личности
Мандала
Мудрец
Персонификация жизненной мудрости и зрелости
Пророк
Бог
Конечная реализация психической реальности, спроецированной на
внешний мир
Солнечное око
Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и
мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей
матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми
представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и
зависимость. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в
сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи,
литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур,
часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества
архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы,
являющиеся
символическими воплощениями единства и целостности «Я». Юнг считал, что понимание
архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.
Некоторые наиболее важные архетипы
Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако
особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.
Персона (от латинского слова «persona», обозначающего «маска») это наше публичное лицо,
то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими
людьми. Персона обозначает множество
ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга,
Hosted by uCoz