Резюме
Альфред Адлер и Карл Густав Юнг, два представителя раннего психоаналитического движения,
принципиально разошлись с Фрейдом по ключевым вопросам и пересмотрели его теорию в совершенно
разных направлениях. Индивидуальная
психология Адлера описывает человека как единого,
самосогласующегося и целостного. Аналитическая психология Юнга описывает личность как результат
взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает
значение интеграции противоположных психических сил для поддержания психического здоровья.
Адлер предложил экономичную и прагматичную теорию, целью которой было оказание помощи
людям в понимании себя и других. Основные принципы его системы следующие: индивидуум как
самосогласующаяся целостность, человеческая жизнь как динамическое стремление к превосходству,
индивидуум как творческая и самоопределяющаяся сущность, а также социальная принадлежность
индивидуума.
Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности,
которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, они в течение всей жизни борются за
превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он
стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство.
Согласно Адлеру, стиль жизни личности наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении,
направленном на решение трех основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Опираясь на
оценку степени выраженности социального интереса и степени активности по отношению к этим трем
задачам, Адлер различал четыре основных типа установок, сопутствующих стилю жизни:
управляющий, получающий, избегающий и социально-полезный тип.
Адлер полагал, что стиль жизни создается благодаря творческой силе индивидуума;
определенное влияние на его формирование оказывает также порядковая позиция в семье. Адлер
различал четыре порядковые позиции: первенец, единственный ребенок, средний ребенок и последний
ребенок в семье. Последним конструктом, на котором делается упор в индивидуальной психологии,
является социальный интерес внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального
общества. С точки зрения Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем
психологического здоровья.
Судя по исходным положениям, которых придерживается Адлер, этот ученый, отнюдь не будучи
«неофрейдистом», как он сам считал, может быть гораздо лучше понят как предвестник современной
гуманистической и феноменологической психологии. Его индивидуальная психология отражает:
-
сильную приверженность положениям свободы, холизма, неизменности, субъективности,
проактивности, гетеростаза и непознаваемости;
-
умеренную приверженность положению рациональности;
-
промежуточную позицию по положению конституционализминвайронментализм.
В то время как теоретические положения Адлера общепризнанно имеют высокую практическую
ценность, эмпирическая их проверка явно недостаточна. Причина трудностей эмпирической
валидизации конструктов индивидуальной психологии заключается в том, что они слишком глобальны,
а вся теоретическая система недостаточно полно систематизирована. Тем не менее, в этой главе мы
поместили обзор эмпирических исследований по вопросу порядковой позиции ребенка в семье.
Результаты показывают, что первенцы находятся впереди в интеллектуальных достижениях, а
последние дети в семье чаще встречаются среди страдающих алкоголизмом. В этой главе обсуждались
также психометрические свойства и согласуемость с другими методиками таких опросников
самооценки, как «Шкала социального интереса» и «Индекс социального интереса» двух тестов,
используемых для проверки адлеровской концепции социального интереса.
Применение положений Адлера в психотерапии способствовало пониманию природы неврозов и
путей их лечения. Его представления о природе, причинах и выходе из невроза описаны в этой главе на
примере молодой женщины, испытывающей проблемы в процессе адаптации к студенческой жизни в
колледже. В адлеровском терапевтическом подходе подчеркивается важность понимания стиля жизни
пациента, осознания им своих проблем и усиления его социального интереса.
Другим замечательным примером пересмотра психодинамической теории Фрейда является
аналитическая психология Юнга. Главное расхождение между обоими учеными касается природы
либидо. Фрейд видел в последнем, главным образом, сексуальную энергию, в то время как Юнг
рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному
|