личностному росту индивидуума.
Юнг усматривал в личности три взаимодействующие структуры: эго, личное бессознательное и
коллективное бессознательное. В эго представлено все, что человек осознает. Личное бессознательное
это хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, а также скоплений связанных
между собой мыслей и чувств, называемых комплексами. Коллективное бессознательное состоит из
архаичных, изначальных элементов, называемых архетипами. В архетипах заключен опыт всего
человечества, начиная от наших древнейших предков, предрасполагающий к реагированию
определенным образом на наш текущий опыт. Наиболее значительными архетипами в юнговской
теории являются персона, тень, анима, анимус и самость. Символом архетипа самости является
мандала.
Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации, или жизненных установок: экстраверсия
и интроверсия. Экстраверты обычно подвижны, быстро образуют связи и привязанности; движущей
силой для них выступают внешние факторы. Интроверты, как правило, созерцательны, стремятся к
уединению, их интерес сосредоточен на самих себе. Юнг выделил также четыре психологических
функции: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Мышление и чувство являются рациональными
функциями, ощущение и интуиция иррациональными. Результатом комбинации двух видов
личностных ориентаций и четырех психологических функций являются восемь различных типов
личности (например, экстравертный мыслительный тип).
Рассматривая вопрос о развитии личности, Юнг особо выделяет движение в направлении
самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности. Для
описания происходящего на протяжении всей жизни процесса объединения всех аспектов личности
вокруг самости он использовал термин «индивидуация». Процесс индивидуации позволяет самости
стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает индивидууму достичь самореализации. По
мнению Юнга, очень немногие достигают этого высочайшего уровня развития личности.
Аналитическая психология в последние годы оказывает огромное влияние на интеллектуальную
общественность. Однако большинство основных концепций Юнга не подвергались эмпирической
проверке. Небольшое исследование с использованием
опросника «Индикатор типа Майерс-Бриггс»
было посвящено валидизации предсказания Юнга относительно связей между психологическими
типами, содержанием воспоминаний и сновидений. Конечно, для того, чтобы влияние теории Юнга в
психологии не ослабевало, нужно провести гораздо больше исследований.
Вопросы для обсуждения
1. Сравните основные исходные положения Адлера и Фрейда в отношении природы человека.
Можете ли вы, основываясь на результатах сравнения, объяснить, почему авторы этой книги не считают
Адлера истинным неофрейдистом? Согласны ли вы с их мнением?
2. Согласны ли вы с утверждением Адлера о том, что чувство неполноценности в детском
возрасте играет важную роль в дальнейшей жизни людей? Можете ли вы для примера назвать какие-
либо ваши устремления или достижения в настоящее время, которые, возможно, восходят к ранним
переживаниям собственной неполноценности?
3. Каково ваше мнение об адлеровской концепции стремления к превосходству? Как вы в своей
жизни стремитесь к этому? Можете ли вы сказать, чем отличаются ваши собственные цели и
направленность от таковых у ваших друзей?
4. Согласны ли вы с Адлером в том, что социальный интерес является показателем психического
здоровья? Если да, то почему? Если нет, то почему?
5. Теперь, когда вы изучили теорию Адлера, обратитесь к своей порядковой позиции в семье.
Можете ли вы сказать, как эта позиция (первенец, второй ребенок, самый младший ребенок в семье или
единственный ребенок) повлияла на ваше личностное развитие?
6. Опишите подход Адлера к объяснению невротического стиля жизни. В чем отличны позиции
Адлера и Фрейда относительно лечения пациентов, страдающих неврозами? Есть ли различия в целях
терапии у Адлера и Фрейда?
7. В чем различие между личным и коллективным бессознательным в теории Юнга? Разделяете
ли вы позицию Юнга в отношении существования коллективного бессознательного?
8. Опишите концепцию архетипов Юнга. Какой архетип Юнг связывал с достижением
самореализации в зрелости?
|