Melillo D. (1983). Birth order, perceived birth order, and family position of academic women.
Individual Psychology, 39, 57-62.
Mozdzierz G. J., Greenblatt R. L., Murphy T. J. (1986). Social interest: The validity of two scales.
Individual Psychology, 42, 35-43.
Myers M. В., McCaulley M. H. (1985). Manual: A guide to the development and use of the Myers-
Briggs Type Indicator. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press.
Orgler H. (1972). Alfred Adler: The man and his work. New York: New American Library.
Rattner J. (1983). Alfred Adler. New York: Ungar.
Stern P. J. (1976). C. G. Jung: The haunted prophet. New York: Dell.
Stevens A. (1983). Archetypes. New York: Quill.
Vaihinger H. (1911). The philosophy of «as if». New York: Harcourt, Brace.
Wagner M. E., Schubert H. J. (1977). Sibship variables and United States presidents. Journal of
Individual Psychology, 62, 78-85.
Zarski J. J., Bubenzer D. L., West J. D. (1986). Social interest, stress, and the prediction of health status.
Journal of Counseling and Development, 64, 386-389.
Zajonc R. B. (1986). Mining new gold from old research. Psychology Today, February, 46-51.
Zajonc R. В., Markus G. B. (1975). Birth order and intellectual development. Psychological Review, 82,
74-88.
Zweigenhaft R. L. (1975). Birth order, approval seeking, and membership in Congress. Journal of
Individual Psychology, 31, 205-210.
Рекомендуемая литература
Ansbacher H. L. (1984). Alfred Adler revisited. New York: Praeger.
Brome V. (1978). Jung: Man and myth. New York: Atheneum.
Hannah B. (1976). Jung: His life and work. New York: Putnam.
McGuire W. (Ed.) (1974). The Freud/Jung letters. Princeton, NJ: Princeton University Press.
Mosak H. (Ed.) (1973). Alfred Adler: His influence on psychology today. Park Ridge, NH: Noyes.
Stepansky P. E. (1983). In Freud's Shadow: Adler in context. Hillsdale, NJ: Analytic Press.
Глава 5.
Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности: Эрик
Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни
Многие исследователи после Фрейда пытались пересмотреть психоанализ, чтобы показать
значение эго-процессов и проследить их развитие. Наиболее выдающимся из так называемых эго-
психологов был Эрик Эриксон. Как и для других постфрейдистов, для Эриксона наибольшее значение
имело эго и его адаптивные способности в связи с проблемой развития индивидуума. Однако из этого
не следует, что в своей теории он пренебрег биологическими или социальными факторами. По сути
дела, Эриксон настаивал на том, что любой психологический феномен может быть понят в контексте
согласованного взаимодействия биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов.
К другим особенностям теоретической ориентации Эриксона относятся следующие: 1) акцент на
изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении всей жизни человека; 2) упор на
«нормальном», или «здоровом», а не на патологическом; 3) особое значение, придаваемое им
достижению чувства идентичности; 4) попытки сочетать клинические наблюдения с изучением
культурных и исторических факторов в объяснении структуры личности. Описанные Эриксоном
«восемь возрастных периодов человека» представляют его наиболее оригинальный и важный вклад в
теорию личности. Его попытка показать влияние культуры на развитие личности явилась стимулом для
всех, кто изучает поведение человека, разрабатывать новые подходы
в изучении главных
психологических проблем, с которыми сталкивается сегодня человечество. Мы рассмотрим в этой главе
основные идеи Эриксона.
Появлению эго-психологии предшествовал ряд родственных теорий, посвященных, главным
образом, влиянию различных аспектов социального и культурного окружения на развитие личности.
Подобно направлениям, представленным Адлером и Эриксоном, в этих теориях была осуществлена
попытка поиска новых путей анализа взаимоотношений между родителями и ребенком, изучения
|