процессов мотивации и личности в целом. Создатели этих теорий отказались от декларированного
Фрейдом признания решающего значения инстинктивных сексуальных мотивов в природе человека. Из
этой группы ученых-ревизионистов мы выбрали представителей, наиболее энергично подвергавших
сомнению и даже полностью отказавшихся от принципов классического психоанализа: это Эрих Фромм
и Карен Хорни. Теоретические взгляды этих двух достойных внимания персонологов мы кратко
обсудим в конце главы.
Эрик Эриксон: эго теория личности
Биографический очерк
Сын отца-датчанина и матери-еврейки, Эрик Эриксон (Erik Erikson) родился в 1902 году в
Германии, недалеко от Франкфурта. Его родители развелись еще до его рождения, и мать затем вышла
замуж за д-ра Теодора Гомбургера. Маленькому Эрику в течение нескольких лет не говорили о том, что
д-р Гомбургер приходился ему отчимом. Позже, подписываясь под своими первыми
психоаналитическими статьями, Эриксон использовал фамилию отчима, хотя, когда он натурализовался
как американский гражданин в 1939 году, он выбрал отцовскую фамилию.
<Эрик X. Эриксон (1902-1994).>
В отличие от других персонологов, упомянутых в этой книге, Эриксон не получил формального
высшего образования после окончания школы. Он учился в «гуманистической гимназии» в Германии и,
несмотря на то, что был посредственным студентом, преуспевал в изучении истории и искусства.
Вскоре после окончания гимназии, в пику настояниям отчима выбрать профессию врача, Эриксон
отправился в путешествие по Центральной Европе. Годом позже он поступил в художественную школу,
однако скоро он не смог усидеть на месте и отправился в Мюнхен для обучения в известной Академии
художеств. Спустя два года, Эриксон путешествует по Италии, посещает Флоренцию, загорает и бродит
по художественным галереям.
В 1927 году «мораторий» на работу закончился, и он был принят по рекомендации школьного
товарища Петера Блоса преподавателем в маленькую экспериментальную американскую школу в Вене.
Школа была основана Анной Фрейд для детей, чьи родители обучались психоанализу. Некоторые из
молодых студентов Эриксона сами подвергались психоанализу, и «герр Эрик», как его нежно называли,
присоединился к ним.
Эриксон начал изучать психоанализ на горном курорте вблизи Вены. Там он, будучи младшим
преподавателем, впервые познакомился с семейством Фрейда, а потом был принят кандидатом для
занятий в Венском психоаналитическом
институте. С 1927 по 1933 годы Эриксон продолжал изучать
психоанализ под руководством Анны Фрейд. Это было его единственное формальное академическое
образование, не считая свидетельства, выданного Ассоциацией учителей им. Марии Монтессори в Вене.
В Вене Эриксон женился на канадке Джоан Серсон, которая тоже посещала экспериментальную
школу Анны Фрейд. В 1933 году семья Эриксона (включая двоих сыновей) отправилась в Копенгаген,
где Эриксон попытался получить гражданство и помочь созданию в этой стране центра обучения
психоанализу. Когда стало ясно, что эта идея неосуществима, семья эмигрировала в Соединенные
Штаты и поселилась в Бостоне, где годом раньше было основано психоаналитическое общество.
Следующие два года Эриксон практиковал в Бостоне, специализируясь в лечении детей. Он также был
штатным сотрудником клиники Генри Мюррея в Гарварде и занимал должность научного сотрудника
по психологии в отделении нейропсихиатрии Гарвардской медицинской школы. Эриксона даже
зачислили кандидатом на соискание степени доктора по психологии в Гарварде, но он отказался от этой
научной программы после неудач на первом курсе.
В 1936 году Эриксона приняли на должность преподавателя в медицинскую школу Йельского
университета. В 1938 году он предпринял экспедиционную поездку в резервацию Пайн-Ридж в Южной
Дакоте с целью наблюдения за воспитанием детей у индейцев племени сиу. С этого исследования
начался интерес Эриксона к изучению влияния культуры на развитие ребенка тема, которой он
уделял много внимания в дальнейшей профессиональной работе.
В 1939 году Эриксон направился в Калифорнию, где подвел итоги своей аналитической работы с
детьми и углубился в антропологию и историю. С 1942 года он профессор психологии в
Университете Беркли, Калифорния. С этого времени начался интенсивный период глубоких
клинических наблюдений и размышлений; Эриксон становится главной фигурой в области
|