эффективного принятия решений; поэтому базальное доверие не стоит трактовать в контексте шкалы
достижений. Эриксон заявлял, что животные обладают почти инстинктивной готовностью к
приобретению психосоциальных навыков, а у людей психосоциальные способности приобретаются в
процессе научения. Кроме того, он утверждал, что в различных культурах и социальных классах матери
учат доверию и недоверию по-разному. Но путь приобретения базального доверия по самой сути своей
универсален; человек доверяет социуму подобно тому, как он доверяет собственной матери, словно она
вот-вот вернется и накормит его в подходящее время подходящей пищей.
Положительное психосоциальное качество, приобретаемое в результате успешного разрешения
конфликта «довериенедоверие», Эриксон обозначает термином надежда.
Иначе говоря, доверие
переходит в способность младенца надеяться, что, в свою очередь, у взрослого может составлять основу
веры в соответствии с какой-либо официальной формой религии. Надежда, это первое положительное
качество эго, поддерживает убежденность человека в значимости и надежности общего культурного
пространства. Эриксон подчеркивает: когда
институт религии утрачивает для индивидуума свое
ощутимое значение, он становится неуместным, устаревает и, возможно, на смену ему даже приходят
другие, более значимые источники веры и уверенности в будущем (например, достижения науки,
искусства и общественной жизни).
2. Раннее детство: автономиястыд и сомнение
Приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определенной
автономии и самоконтроля, избегания чувств стыда, сомнения и унижения. Этот период соответствует
анальной стадии, по Фрейду, и продолжается в течение второго и третьего годов жизни. Согласно
Эриксону, ребенок, взаимодействуя с родителями в процессе обучения туалетному поведению,
обнаруживает, что родительский контроль бывает разным: с одной стороны, он может проявляться как
форма заботы, с другой как деструктивная форма обуздания и мера пресечения. Ребенок также
научается различать предоставление свободы типа «пусть попробует» и, напротив, попустительство как
деструктивную форму избавления от хлопот. Эта стадия становится решающей для установления
соотношения между добровольностью и упрямством. Чувство самоконтроля без потери самооценки
является онтогенетическим источником уверенности в свободном выборе; чувство чрезмерного
постороннего контроля и одновременная потеря самоконтроля может послужить толчком для
постоянной склонности к сомнениям и стыду (Erikson, 1968b).
До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от заботящихся о них людей. Однако,
поскольку у них быстро развивается нервно-мышечная система, речь и социальная избирательность,
они начинают исследовать свое окружение и взаимодействовать с ним более независимо. В особенности
они гордятся своими только что обнаруженными локомоторными навыками и все хотят делать сами
(например, умываться, одеваться и есть). Мы наблюдаем у них огромное желание исследовать
предметы и манипулировать ими, а также установку по отношению к родителям: «Я сам» и «Я то,
что я могу».
С точки зрения Эриксона, удовлетворительное разрешение психосоциального кризиса на этой
стадии зависит прежде всего от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим
осуществлять контроль над своими действиями. В то же время он подчеркивает, что родители должны
ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально или актуально
представляются опасными как для самих детей, так и для
окружающих. Автономия не означает, что
ребенок получает неограниченную свободу. Скорее она означает, что родители должны удерживать
возрастающую способность ребенка делать выбор в пределах определенных «степеней свободы».
Эриксон рассматривает переживание стыда у ребенка как нечто родственное гневу,
направленному на самого себя, когда ребенку не разрешается развивать свою автономию и
самоконтроль. Стыд может появиться, если родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за
детей что-то, что те могут сделать сами; или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то,
чего они еще сами сделать не в состоянии. Разумеется, каждый родитель хотя бы однажды подталкивал
своего ребенка к действиям, которые на самом деле лежат за пределами разумных ожиданий. Но только
в тех случаях, когда родители постоянно чрезмерно опекают ребенка или остаются глухими к его
потребностям, у него появляется либо преобладающее чувство стыда перед другими, либо сомнения в
своей способности контролировать окружающий мир и владеть собой. Вместо того, чтобы быть
уверенными в себе и ладить с окружением, такие дети думают, что другие пристально их
рассматривают, относятся с подозрением и неодобрением; или же они считают себя совершенно
|