Navigation bar
  Print document Start Previous page
 147 of 402 
Next page End  

несчастными. У них слабая «сила воли» — они пасуют перед теми, кто над ними главенствует или их
эксплуатирует. В результате формируются такие черты, как неуверенность в себе, приниженность и
слабоволие.
По убеждению Эриксона, приобретение ребенком постоянного чувства автономии в
значительной степени укрепляет у него чувство доверия. Эта взаимозависимость доверия и автономии
может иногда замедлять будущее психическое развитие. Например, дети с неустойчивым чувством
доверия могут на стадии автономии стать нерешительными, робкими, могут бояться отстаивать свои
права, так что будут искать помощи и поддержки у окружающих. В зрелости у таких людей наиболее
вероятно проявится обсессивно-компульсивная симптоматика (что обеспечивает им необходимый
контроль) или паранойяльный страх преследования.
Социальное дополнение автономии — система правопорядка. Эриксон использует термины
«право» и «порядок», невзирая на возможные эмоциональные коннотации. Согласно его теории,
родители должны быть всегда справедливыми и уважать права и привилегии других, если они хотят,
чтобы их дети были готовы" в зрелом возрасте принять ограниченную автономию.
«Сила воли означает постоянное осуществление свободного выбора, так же как и
самоограничения, невзирая на неизбежные переживания стыда, сомнений и раздражения из-за того, что
кто-то вас контролирует. Источник доброжелательства коренится в рассудительности родителей,
руководствующихся уважением к духу закона» (Erikson, 1968b, p. 288).
3. Возраст игры: инициативностьвина
Конфликт между инициативой и виной — последний психосоциальный конфликт в дошкольном
периоде, который Эриксон называл «возрастом игры». Он соответствует фаллической стадии в теории
Фрейда и длится от четырех лет до поступления ребенка в школу. В это время социальный мир ребенка
требует от него активности, решения новых задач и приобретения новых навыков; похвала является
наградой за успехи. Кроме того, у детей появляется дополнительная ответственность за себя и за то, что
составляет их мир (игрушки, домашние животные и, возможно, братья и сестры). Они начинают
интересоваться трудом других, пробовать новое и допускать, что и на других людях в их окружении
лежит определенная ответственность. Успехи в освоении речи и развитие моторики дают возможность
контактировать со сверстниками и более старшими детьми за пределами дома, что позволяет им
участвовать в разнообразных общественных играх. Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что
их воспринимают как людей и считаются с ними и что жизнь для них имеет цель. «Я — то, что я буду»
— становится у ребенка главным чувством идентичности во время периода игры. Процитируем
Эриксона:
«Инициатива добавляет к автономии способность принимать на себя обязательства, планировать,
энергично браться за какие-нибудь дела или задачи, чтобы продвигаться вперед; если же раньше
появится своеволие, поведение скорее воодушевляется неповиновением или, во всяком случае,
протестующей независимостью» (Erikson, 1963a, р. 155).
Будет ли у ребенка после прохождения этой стадии чувство инициативы благополучно
превосходить чувство вины,
в значительной степени зависит от того, как родители относятся к
проявлению у него собственного волеизъявления. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются,
чувствуют поддержку своей инициативы. Дальнейшему проявлению инициативы способствует и
признание родителями права ребенка на любознательность и творчество, когда они не высмеивают и не
тормозят фантазию ребенка. Эриксон указывает на то, что дети на данной стадии, начиная
идентифицировать себя с людьми, чью работу и характер они в состоянии понимать и высоко ценить,
все больше ориентируются на цель. Они энергично обучаются и начинают строить планы.
Согласно психосоциальной теории, чувство вины у детей вызывают родители, не позволяющие
им действовать самостоятельно. Появлению чувства вины также способствуют родители, чрезмерно
наказывающие детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей
противоположного пола. Эриксон разделяет мнение Фрейда о сексуальной природе кризиса развития
(то есть о сексуально-ролевой идентификации и комплексах Эдипа и Электры), но его теория,
бесспорно, охватывает более широкую социальную сферу. В любом случае, когда ребенок скован
чувством вины, он чувствует покинутость и собственную никчемность. Такие дети боятся постоять за
себя, они обычно ведомые в группе сверстников и чрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает
целеустремленности или решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их. Кроме
того, как полагает Эриксон, постоянное чувство вины может впоследствии стать причиной патологии, в
Hosted by uCoz